Подводная лодка Петра I
Идея использования подводных судов в военных целях была выдвинута ещё Леонардо да Винчи. Но первый опытный образец построили лишь в XVII веке в Англии. Однако эта лодка не могла быть использована на войне.
Первую военную подлодку, названную потаённым судном, построили при Петре I. И автором её стал безграмотный плотник Никонов. Что представляла собой легендарная подлодка Петра Великого?
Челобитная о потаённом судне
При Петре I русский флот достиг небывалого величия. Чего только стоили корабли, сходившие с архангельских верфей! При этом император уделял большое внимание развитию военного дела. Во времена его правления учёным и изобретателям давали зелёный свет на самые смелые эксперименты. Вот и безграмотному плотнику Ефиму Никонову удалось продвинуть свою смелую идею о «потаённом судне».
На стол Петра I в 1719 году легла челобитная от Ефима Прокопьевича Никонова из Подмосковья. Писать сам тот не умел, поэтому заплатил писарю, чтобы тот изложил его идею императору. В челобитной говорилось об «угодном военному делу» судне, способном топить чужие корабли. Рассказывал Ефим Прокопьевич и о том, что судно будет «потаённым» и сможет пробираться к кораблям под водой. Охочий до всего нового Пётр I вызвал Ефима Никонова в Петербург.
Создание и испытание первой русской подлодки
В январе 1720 года Ефим Прокопьевич прибыл в Петербург. Встретившись с императором с глазу на глаз, он более подробно рассказал о своей подводной лодке. Император же повелел никому о ней не говорить, но немедленно начать строить. Назначив Никонова «мастером потаённых судов», Пётр I дал ему в помощники лучших мастеровых с петербургских верфей. И в начале февраля того же года закипела работа.
Уже в марте было создано первое потаённое судно. Длина его была не более шести метров, а высота — не более двух. Своей формой подлодка напоминала плоскодонку, но имеющую герметичную верхнюю палубу. Сверху корпуса располагалась шлюзовая камера. Предполагалось, что через неё смогут выходить водолазы для совершения диверсий. Кстати, Никонов разработал и конструкцию водолазного костюма — одного из первых в мире. На борту лодки должна была располагаться «огненная труба» — огнестрельное оружие. Но первый экземпляр обошёлся без установки оружия. Двигателя подводная лодка на тот момент не имела. В движение она приводилась вёслами. Однако первое испытание подлодки Петра I пришлось отложить на целых три года.
Наконец в 1724 году подлодку спустили на воду. Перекрестившись, Никонов и четыре его помощника задраили люк. Подлодка погрузилась в пучину Невы, набрав в специальные кожаные мешки воды. Пару минут всё шло хорошо, но вскоре едва не случилась катастрофа.
Так и не случившийся триумф изобретателя из низов
Едва подводная лодка Никонова погрузилась под воду, как случилась неприятность. Скорость её погружения была слишком велика. За считанные секунды деревянная подлодка погрузилась на дно. В её днище образовалась огромная пробоина. Не иначе как чудом Никонову и помощникам удалось выбраться из подлодки и всплыть самим. Казалось, всё кончено.
Но Пётр I был снисходителен. Он сказал Никонову, что удачи не приходят сразу и в крушении он не виноват. Воодушевлённый Ефим Прокопьевич взялся за строительство второго потаённого судна. Кстати, император тогда дал ему дельный совет. Послушавшись его, Никонов опоясал вторую подлодку железными обручами. Но и второе, и третье испытания успехом не увенчались. Подводная лодка времён Петра I никак не хотела нормально функционировать. К тому же, сам император начал часто болеть и уделял всё меньше внимания Никонову.
Вскоре после смерти благоволящего к неграмотному изобретателю Петра I за верфи взялась Екатерина II. Но до неё дошли слухи о растратах Никонова, да и в Адмиралтейств-коллегии были им недовольны. В 1728 году все работы над русскими подлодками были прекращены. Ефима Никонова разжаловали в плотники и отправили в Астрахань под стражей.
Читайте также: Царь-танк — шедевральное изобретение капитана Лебеденко