История 06.12.2018  

Как Россия побывала на вершине мирового машиностроения

В 1909 году прохожие на улицах Петербурга с восхищением рассматривали изящный автомобиль. Гоночный кузов элегантного серого цвета и российский флажок у переднего щитка провожали взглядом все без исключения…

Удивительно, но в начале XX века русские авто ценились не меньше европейских, участвовали в крупнейших соревнованиях по всему миру и брали главные призы на специализированных выставках.

Какой автомобиль был особенной гордостью русских конструкторов и почему? И что случилось в итоге с российским автомобилестроением? Фактрум садится за «баранку» легендарного автомобиля «Руссо-Балт».

Первый российский автомобиль «Руссо-Балт»

Руссо-Балт С-24/40

Машины царской России

Первая вполне удачная попытка создать русский серийный автомобиль зафиксирована ещё в 1896 — это была машина конструкторов Яковлева и Фрезе. Однако производство было остановлено после смерти инженера Яковлева. Его напарник — Фрезе — позднее выпускал грузовые авто, омнибусы, первые русские пожарные машины, а также «скорую помощь». Налаженное производство конструктор перепродал более крупному и активно развивающемуся Русско-Балтийскому заводу, с которым и связана успешная история «Руссо-Балта».

Автомобиль конструкции Яковлева-Фрезе

Автомобиль конструкции Яковлева-Фрезе на Нижегородской выставке 1896 года

Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ) к тому моменту имел мощнейшую производственную базу и сильный штат инженеров. Специализировался он на выпуске сельхозтехники, ж/д-вагонов и самолётов и во время Русско-японской войны стал одним из крупнейших российских предприятий, наравне с Путиловским и Сормовским. Однако по окончанию войны заводу потребовался новый профиль и с покупкой небольшого предприятия Фрезе РБВЗ налаживает серийный выпуск русских автомобилей К-12, Е-15 и самого массового шестиместного С-24. Машины сразу же завоевали сердца русского дворянства, а два С-24 были приобретены царской семьёй и стояли в гараже наравне с «Мерседесами» и «Роллс-Ройсами».

Всерьёз «Руссо-Балтами» заинтересовалась и армия — в них видели отличное средство для повышения мобильности. Машина превосходно показала себя с технической стороны: по итогам пробега, организатором которого в 1912 году выступило военное министерство, «Руссо-Балт» превзошёл десятки иностранных марок. У русского автомобиля оказалась наилучшая проходимость благодаря клиренсу в 320 мм.

Популярность русских авто росла и за рубежом. До 1918 года заводом было выпущено более 600 «Руссо-Балтов», завод обогнал даже таких мировых автогигантов как «Мерседес» и «Опель».

Руссо-Балт С-24/30

Руссо-Балт С-24/30

На Везувий!

«Руссо-Балт» стал первым в мире автомобилем, оказавшимся на вершине вулкана Везувий, в рамках пробега Санкт-Петербург — Монте-Карло.
Возглавлял экспедицию владелец автомобиля, руководитель первого в России автожурнала, учёный Андрей Платонович Нагель. «Руссо-Балт» потрясающим образом показал себя в этом удивительном для тех лет автопробеге: кроме шин (кстати, также русского производства — «Проводник»), из строя не вышло ни одной составляющей. В пути изящный автомобиль набирал до 87,5 км/ч, а расход топлива составлял 13,5 л на 100 км. В общей сложности за все автопробеги «Руссо-Балт» преодолел без капремонта и существенных поломок 80 тысяч километров. Таким результатом могут похвастаться даже далеко не все современные автомобили!

Руссо-Балт Гран-Туризмо

cпокоривший Везувий

Автомобили Русско-Балтийского завода постоянно участвовали в престижнейших мировых ралли: руководство предприятия уже тогда знало толк в маркетинге и повышало таким образом популярность своего авто на международном рынке.

«Спасибо» Сталину

Почему же такой успешный в начале XX столетия российский автопром не продолжил своего развития? Дело в том, что с приходом большевиков к власти одной из целей нового правительства стало принижение всех достижений царской России, в том числе и промышленности. Как говорил товарищ Сталин: «У нас не было автомобильной промышленности, у нас она есть теперь». По указу партии, в советских учебниках роль Русско-Балтийского завода была намеренно забыта, а на всех передовых разработках и инженерных решениях поставлен крест.

В 1917 году красногвардейцы расстреляли директора завода, один из ведущих конструкторов пострадал от рук самих рабочих, поднятых на бунт. РБВЗ позднее перепрофилировали, а производство самых успешных российских автомобилей было навсегда утрачено.

Читайте также: Каршеринг в эпоху СССР: удобный, но быстро забытый сервис

Еще: