ГлавнаяРоссияКаршеринг в эпоху СССР: удобный, но быстро забытый сервис

Каршеринг в эпоху СССР: удобный, но быстро забытый сервис

Первые пункты проката автомобилей в СССР открылись в 1957 году в Москве. Желающие и располагающие достаточными средствами люди могли взять в аренду «Москвич», «Победу» или даже «Волгу».

Собственный автомобиль для советского гражданина был зачастую недостижимой мечтой. На него копили долгие годы, а, приобретя, всеми силами заботились. И некоторые, не желая гробить свою «ласточку» в длительной поездке, пользовались услугами автопроката.

Фактрум знакомит с истоками каршеринга в России, бывшего некогда очень популярным сервисом.

Каршеринг в эпоху СССР

Как работали пункты проката автомобилей в СССР

Прокатные станции, где можно было взять автомобиль в аренду на некоторый срок, работали на советских автобазах. Первой такую услугу в 1957 году стала осуществлять автобаза № 12 в Москве. Любой человек, старше 18 лет и имеющий права нужной категории, мог взять арендный автомобиль. К 1959 году открылось ещё несколько прокатных станций, и число задействованных в каршеринге машин стало близко к 300. Постепенно пункты проката авто стали открываться и в других городах, помимо столицы.

В основном среди арендных машин были «Москвичи» и «Победы», но встречались также и «Волги» и даже инновационный на тот момент внедорожник ГАЗ-69. Что интересно, взять машину классом выше, например, «Волгу», можно было лишь после совершения 10 поездок без аварий и нарушений ПДД на «Москвиче» или «Победе». Некоторые прокатные станции сотрудничали с туристическими клубами и могли вместе с машиной дать в аренду палатку, спальник или иной инвентарь, нужный для турпохода по российским лесам. Чтобы воспользоваться такой услугой, человек должен был взять справку в клубе туристов.

Стоимость аренды машины была вполне посильной для обычного гражданина СССР. Так, в 1962 году автомобиль «Москвич» можно было взять на сутки всего за рубль и 20 копеек, а каждые намотанные 10 километров пробега оценивались в 24 копейки. После возвращения авто на прокатную станцию его осматривали и сравнивали показатели спидометра с теми, что были до начала аренды. Так высчитывали окончательную сумму. Если человек брал авто на 10 дней или больше, то за сутки он платил меньшую сумму — всего 90 копеек. Многие активно этим пользовались и арендовывали машины, чтобы поехать с друзьями или родными на южные курорты.

Почему каршеринг в СССР перестал существовать

К концу шестидесятых годов прокатные станции стали повсеместно закрываться. Причин для этого было хоть отбавляй. Некоторые нечистые на руку арендаторы снимали с автомобилей запчасти и переставляли их на свою машину или продавали на рынке. Но такие случаи были достаточно редки. В автопарках в аренду сдавали в основном автомобили, имеющие большой пробег, и их детали были достаточно изношены. Кроме того, на подмену решались немногие. Перед взятием автомобиля в аренду подписывался договор, в котором обговаривалось, что в случае обнаружения подмены арендатору грозит большой штраф. К тому же, большинство запчастей были опломбированы, и снять их было попросту нельзя.

Сам сервис каршеринга был невыгоден автопаркам в СССР. Многие водители пренебрежительно относились к арендным машинам и попадали на них в аварии. Это несло за собой определённые издержки, размеров штрафов на ремонт авто не хватало. Содержание и ремонт прокатного автомобиля также ложилось на плечи владельцев автопарка. К тому же, повсеместных СТО в СССР попросту не было, и ремонтировать автомобили приходилось своими силами. Денежной помощи в этом вопросе от Совнархоза не предусматривалось.

Ближе к концу шестидесятых советский каршеринг перешёл в собственность Минтранса. Этой организации была неинтересна несущественная прибыль от сдачи машин в прокат, да и масштабы были мелковаты. Поэтому постепенно арендные машины стали исчезать. К середине семидесятых некоторые автопарки вновь стали предоставлять эту услугу, но в основном для иностранцев, приехавших в СССР. Также не исключено, что некогда популярный сервис закрылся из-за смещения с поста Никиты Хрущёва, бывшего инициатором его открытия.

Читайте также: Таксистская мафия: как облапошивали честных граждан

Рассказать друзьям:
Фактрум в Телеграме

Анекдот про мальчика и летающего мужика

На детской площадке сидит мальчик и во что-то увлечённо играет...

Человек, застрявший в терминале аэропорта на 18 лет

Анекдот про двух друзей, один из которых внезапно женился

Встречаются как-то два приятеля...

Наш канал в Яндекс.Дзене

Каждый день новые нарративы и истории!

Анекдот про женщину, прожившую в браке 40 лет без единой ссоры

Известная газета берёт интервью у одной женщины

Анекдот про умирающего депутата и его жену

Депутат спрашивает жену, сколько раз она ему изменяла

Почему обманутых мужей называют рогоносцами

Три водолаза спасли Россию от Чернобыля

Анекдот про новую миссию советских космонавтов

Группу лучших советских космонавтов вызывают в политбюро ЦК КПСС

Анекдот про мужика, который хотел повеситься

Анекдот про смену власти в СССР

Советский Союз, накануне демонстрации 7 ноября рабочие на фабрике готовятся к шествию

Фактрум в Одноклассниках

Ежедневная порция уморительных шуток!

Анекдот про парня, который решил стать доктором

Одному пареньку никак не хотелось искать себе работу

Александра Коллонтай — секс-символ революции

Стройбат — войска, подорвавшие авторитет советской армии

Символы и знаки, которые мы понимаем неправильно

Даже привычные и понятные символы имеют скрытый подтекст, а смысл некоторых чудовищно искажён