Таксистская мафия: как облапошивали честных граждан
Работа в такси в СССР была очень престижной и высокооплачиваемой. За месяц таксист зарабатывал в два раза больше, чем простой рабочий на заводе.
Чтобы стать таксистом, нужно было пройти обучение. И вместе с ориентированием по городу, старшие товарищи учили новичков обманывать простых людей.
Фактрум заглянул в прошлое и узнал, какими способами пользовались таксисты, чтобы получить с пассажира больше денег.
Кто и как работал в советском таксопарке
Официальной датой появления службы советского такси принято считать 21 июня 1925 года. Много позднее таксомоторные службы стали появляться в других городах СССР. Для обучения таксистов были организованы специальные комбинаты, куда принимали мужчин, которым уже исполнился 21 год и которые не имели судимостей. В течение полугода их обучали ориентироваться в городе и учили, как правильно вести себя с пассажирами. После сдачи экзамена и прохождения медкомиссии таксисты выходили на линию.
В столице свободные таксомоторы обычно располагались у вокзалов или других мест скопления людей. Хотящий уехать пассажир просто обращался к свободному водителю и платил за поездку согласно показаниям таксометра. Со временем у таксистов появилась радиосвязь с диспетчерами, отдававшими заказы на поездки. Обзавелись машины и шашечками, такси стало более узнаваемым на улице.
Но со временем, как и во многих организациях СССР, у таксистов появилась своя мафия. Не желающие работать на государство, водители пытались вытеснить официальных таксистов с «хлебных» мест, подчас действуя довольно жестоко. Доходило до драк, порчи автомобилей и даже убийств. Кроме того, нелегальные таксисты демпинговали цены и предлагали пассажирам дополнительные услуги. Например, дефицитные товары можно было купить в такси, водка и заграничные джинсы расходились на ура. Действовали такие таксисты крайне осторожно, если бы их поймал линейный контроль на дороге, то им бы грозил штраф или реальный срок.
Каким образом обманывали пассажиров такси в советское время
Несмотря на строгий контроль, водители государственных таксопарков умудрялись наживаться на своих клиентах. Делали они это не только из-за жажды наживы, от них требовали выполнения ежедневного плана, а сделать это не всегда удавалось. Невыполнение плана грозило пересадкой на плохую машину и выдачей неудобных заказов.
В ход шли различные уловки. Проще всего обмануть пассажира можно было, если расположить таксометр в неудобном месте, например, под рулём. Привыкшие верить на слово граждане платили в два, а то и в три раза больше денег за поездку. Чаще всего таким способом советские таксисты пользовались, если забирали выпившего пассажира из ресторана.
Особенно часто дурили приезжих и иностранцев, бывших не в курсе, сколько стоит проезд на такси в СССР. В место назначения их везли кружным длинным путём, а по приезде могли ещё и сделать несколько кругов вокруг нужного дома. Провинциалы никогда не спорили с таксистами и послушно платили.
По правилам пассажирских перевозок, во время стоянки в пути счётчик в такси должен был быть отключен. Но, конечно же, многие таксисты его не останавливали, и попросивший об остановке пассажир, захотевший купить в киоске цветы или сигареты, платил и за простой. Некоторые умельцы выводили из строя спидометр при помощи специального крюка. Без его показателей и без показателей таксометра пробег не учитывался, а выручка от поездки шла самому таксисту. Ещё одним способом обмана пассажира в такси было незаметное скручивание показаний и спидометра, и таксометра.
Разумеется, об уловках нечистых на руку советских таксистов знали проверяющие органы и директора таксопарков. Но многие за взятки закрывали на это глаза.
Читайте также: «Лихачи», «ваньки» и «голубчики»: какими были частные извозчики в царской России