Предложить материал
  
ГлавнаяРоссия«Лихачи», «ваньки» и «голубчики»: какими были частные извозчики в царской России

«Лихачи», «ваньки» и «голубчики»: какими были частные извозчики в царской России

Первые правила дорожного движения были приняты при Иване IV. Именно он обязал немногочисленных извозчиков экипажей в Москве двигаться по правой стороне улицы.

Со временем частный извоз начал развиваться и меняться. Среди извозчиков появились различные категории, отличающиеся своими правами и обязанностями.

Фактрум знакомит с историей такси на конном ходу в дореволюционной России.

Как работали извозчики в царской России

Как работали извозчики

В Москву и другие крупные города часто приезжали люди из сёл и деревень, чтобы наняться извозчиками. Некоторые работали на своей повозке и со своей лошадью, другие же брали экипажи и коней в аренду. В таком случае им проходилось вставать на специальную биржу и почти весь заработок отдавать начальнику. Поднимались извозчики в пять часов утра, чистили лошадей и готовили экипаж, а на станцию возвращались далеко за полночь. Не все станции гужевого транспорта могли похвастаться хорошими лошадьми и упряжками, чаще всего лошади были уже старыми и не сильно быстрыми.

В конце XIX века были установлены правила для частного гужевого транспорта. Согласно им все извозчики обязаны были хорошо содержать своих лошадей, а сами быть опрятными и аккуратными. Также «таксистов» обязали сотрудничать с полицией и доставлять в участки нетрезвых пассажиров, ведущих себя буйно, и преследовать преступников, если за ними гналась полиция. Всё это должно было делаться бесплатно, так же как и развоз больных, побитых или пьяных людей. В то время утвердили и специальную форму для извозчиков и номерные знаки, которые прибивались к задку повозки.

Развесёлые «голубчики»

Вершину кучерской иерархии в царской России занимали так называемые «голубчики». Иногда их ещё называли «голуби со звоном». Так повелось из-за того, что эти извозчики часто выкрикивали фразу «Эх, голуби!» и вешали на лошадей или их упряжь звонкие колокольчики. Как правило, «голубчики» ездили на экипаже, куда была впряжена одна лошадь, но встречалось и несколько лошадей в упряжке.

Пользовались услугами «голубей со звоном» в основном зажиточные люди и представители аристократии, по какой-то причине не имевшие собственного экипажа. Эти извозчики всегда были услужливы и аккуратны, а их экипажи содержались в идеальном состоянии. Зимой «голубчики» пересаживались на красивые сани, а своим пассажирам предоставляли медвежью шкуру, чтобы они могли согреться.

Частный извоз в царской России

Удалые и франтовые«лихачи»

Экипажи, запряженные лошадьми, под управлением «лихачей» выделялись на улицах Москвы. «Лихачи» имели ухоженных статных лошадей и покрытые блестящим лаком коляски с шинами-дутиками. Эта категория извозчиков была частниками и работала в основном только с богачами. Часто их клиентами становились подвыпившие офицеры со своими дамами или купцы, а также кутилы, желающие прокатиться с ветерком.

На работу «лихачи» выходили после обеда и трудились до самого рассвета. Местами их стоянок были улицы возле различных театров, гостиниц и ресторанов. При этом извозчики могли выбирать себе пассажира, отказывая беднякам. Если в экипаж садился подвыпивший богатый и щедрый господин, то чаще всего он нанимал извозчика на всю ночь и катался по городу. Такие поездки оплачивались сверх установленного тарифа. К слову, за поездку «лихачи» брали никак не меньше трёх рублей, в зависимости от расстояния.

«Ваньки»-бедняки

Ниже всех в иерархии частных извозчиков находились «ваньки» — выходцы из деревень, приехавшие в город на своих лошадях и телегах. Безлошадные нанимались работать на станции, отдавая почти весь свой заработок хозяину извоза. А если извозчик не мог расплатиться за постой и пропитание, то за ним записывался долг. Нередко в родную деревню извозчики-бедняки возвращались совсем без денег. Услуги «ванек» стоили всего 30 копеек, а пользовались ими простые работяги, мастеровые, приказчики или небогатые мещане.

Мало того, что почти все заработанные деньги «ваньки» должны были отдавать хозяину, так ещё их обирали полицейские. Городовые, следящие за порядком на дороге, могли остановить бедняцкий экипаж, запряжённый лошадьми, и потребовать заплатить штраф по какой-нибудь выдуманной причине.

Со временем «ваньки», «голубчики» и «лихачи» исчезли с дорог столицы и крупных городов. К концу тридцатых годов прошлого века в Москве частных извозчиков было всего 58, а позднее и они прекратили свою работу.

Читайте также: Как Россия побывала на вершине мирового машиностроения 

Рассказать друзьям:
Фактрум в Телеграме

Почему обманутых мужей называют рогоносцами

Анекдот про парня, который решил стать доктором

Одному пареньку никак не хотелось искать себе работу

Наш канал в Яндекс.Дзене

Каждый день новые нарративы и истории!

Анекдот про двух друзей, один из которых внезапно женился

Встречаются как-то два приятеля...

Почему в СССР обои клеили поверх газет?

Вещи покойника: что можно и чего нельзя делать согласно православию

Анекдот про еврейского дедушку и игрушку для внука

В одной еврейской семье дедушка пообещал внуку при их следующей встрече купить ему новую игрушку

Что проверяют стюардессы, когда здороваются с пассажирами?

Анекдот про визит одного мужика к урологу

Мужик приходит к урологу, и доктор его спрашивает

Анекдот про смену власти в СССР

Советский Союз, накануне демонстрации 7 ноября рабочие на фабрике готовятся к шествию

Почему Менделееву не дали Нобелевскую премию за его гениальную таблицу?

Фактрум в Одноклассниках

Ежедневная порция уморительных шуток!

Анекдот про мальчика и летающего мужика

На детской площадке сидит мальчик и во что-то увлечённо играет...

Анекдот про умирающего депутата и его жену

Депутат спрашивает жену, сколько раз она ему изменяла

Символы и знаки, которые мы понимаем неправильно

Даже привычные и понятные символы имеют скрытый подтекст, а смысл некоторых чудовищно искажён

Анекдот про мужика, который хотел повеситься