Общество11.04.2019  

Почему из стариков «сыплется» именно песок?

Про бойких старичков мы частенько говорим: «Да из него уже песок сыплется, а он всё никак не уймётся!» Но вряд ли многие задумывались, при чём тут песок. Почему, к примеру, не кальций или соль?

Виной всему особенность старинной моды и, в частности, один пикантный элемент мужского костюма. Полистаем средневековые модные журналы.

Особенный кармашек

В рыцарскую эпоху мужчины по меркам современного человека выглядели весьма экстравагантно, но так же, как и во все времена, стремились выделить свою маскулинность. В Средние века благодаря рыцарям, не особенно отличавшимся чистоплотностью, но всё-таки старавшимся сделать своё громоздкое одеяние хоть сколько-нибудь удобнее, появились особенные штаны — с отстёгивающимся клапаном сзади и с гульфиком спереди. О самом гульфике речь пойдёт ниже, пока же разберёмся с песком.

Гульфик

Передний этот особенный кармашек в случае нужды также отстёгивался, поэтому штаны не приходилось снимать полностью, а вместе с ними — и всё боевое снаряжение. В силу такого удобства пользования, а также понятного визуального акцента на «стратегическом» мужском органе, штаны с гульфиками быстро вошли в моду у всех мужчин в принципе. И вот этот самый акцент и стал виной популярного выражения.

Мужчины быстро рассудили: чем больше размер гульфика, тем интереснее его владелец для дам. Пожилые джентльмены в силу возраста естественными размерами похвастаться не могли, однако отставать от более молодых конкурентов не желали. Поэтому в ход пошли разного рода «обманки», и чаше всего гульфики набивали именно песком. Разумеется, со временем песок начинал потихоньку сыпаться из штанов, а высшее общество и в первую очередь дамы поднимали старичков на смех. Возрастные джентльмены конфузливо давали дёру, оставляя за собой песочный след. Тогда же за пожилыми людьми навеки и закрепилось выражение про «сыплющийся песок».

История гульфика

В действительности гульфик был модным совсем недолго, однако почему-то именно эта часть мужского костюма оставила яркий след в мировой литературе, живописи и даже кино. Во второй половине XVI века философ Мишель де Монтень писал про гульфик:

«Это пустая и бесполезная модель того члена тела, который не имеет даже приличного наименования, но которой, тем не менее, мы бравируем на публике».

Двубортный дублет
Двубортный дублет

Поначалу гульфик, напротив, должен был защищать мужскую скромность, но затем что-то пошло не так. Разберемся поэтапно. В XV веке традиционная одежда мужчин состояла из двубортного дублета или туники, надеваемой на верхнюю часть тела, брюк, мантии или плаща. Брюки выглядели как раздельные штанины из шерсти или льна. Каждая штанина прикреплялась к двубортному дублету. Этот самый дублет в силу странностей моды постепенно стал укорачиваться. Длина мантии также уменьшалась, и постепенно выступающие части тела мужчины визуально обрисовывались. Такая откровенность возмущала приличное общество, моралисты сразу же её осудили. Читаем в проповеди 1429 года осуждение родителей, одевающих своих сыновей в «дублет, который доходит лишь до пупа [и] чулки с небольшим куском впереди и одним позади, так что они показывают много плоти содомитам». А в 1463 году английский парламент даже обязал мужчин прикрывать «свои сокровенные члены и зады».

Поначалу гульфики выкраивались из треугольного куска ткани
— «braye». Нижний угол прикреплялся к штанам, а остальные углы — к дублету. Затем этот треугольник был заменен на «кармашек» с вкладышами, чтобы держать то, что называлось у того же Монтеня «наши секретные части».

В силу развитой тенденции маскулинности в Европе XVI века, которая была естественной на фоне традиций рыцарства, гульфики быстро и крайне вульгарным образом превратили в вещь для демонстрации «мужской мощи». Средневековые портреты показывают, как гульфик в середине XVI века достиг поистине эпических размеров. Разумеется, эту часть костюма любовно украшали и не жалели на это средств: их шили из дорогого шёлка, выкладывали драгоценными камнями и затейливой вышивкой. Даже совсем ещё мальчики были обязаны носить гульфик.

Читаем у исследователя вопроса Виктории Миллер:

«Идеи маскулинности были глубоко взаимосвязаны с представлениями о военной силе. Защитный гульфик был частью костюма немецких и швейцарских наемников. На поле боя бронированный гульфик был как защитным, так и придающим уверенности аксессуаром».

Историки костюмов долгое время считали, что гульфик вышел из употребления в связи с модой на женственность, которая вскоре стала распространяться при французском и английском дворах. Мол, сместился акцент — на лица и бёдра. Стали популярны широкие воротники и галифе. Однако с модой ведь не всё так просто. В конце XVI века гульфик просто сместился ниже, уменьшился в размерах и был заменён новым интересным аксессуаром, известным теперь как «стручковый живот».

«Это был особый дублет, в котором тщательная набивка позволяла достичь округлого, сужающегося книзу силуэта, напоминающего переспевший стручок гороха, готовый лопнуть в любую минуту», — уточняет Миллер. «Обе детали костюма конкурировали за одну и ту же анатомическую „недвижимость“ — гульфику пришлось потесниться, чтобы разместить стручковый дублет. Новые, гораздо более скромные версии гульфиков часто были скрыты под волнами штанов с каждой из сторон. Даже в северных странах, где гульфики украшались сильнее всего, эта поздняя версия была относительно скрытой».

Конечно, эту часть костюма также высмеивали. Например, в стихотворении 1580 года кембриджский ученый Гебрией Харви с пренебрежением высказывается о «толстопузых стручковых дублетах». В то же время моралист Джордж Стаббс писал: «Какая может быть привлекательность в этих дублетах, которые, выпячиваясь, выступают за живот не менее, а возможно и более, чем мужские гульфики».

Тем не менее, мы должны не забывать, что мода всегда отражает современные настроения и социальную ситуацию. И гульфики, и «стручковые животы» лучше прочего показывали настроения мужчин Средневековья — их крайнюю озабоченность собственной маскулинностью, которую они и демонстрировали при каждом удобном случае.

В исторической литературе встречается много интересных примеров того, как беспокоились и оберегали мужчины свою «силу» — особенно, когда это касалось размеров. Тема стара, как мир. Здесь будет к месту реальный исторический анекдот из рукописи XV века:

Даму спросили, какого размера пенисы предпочитают женщины — маленькие, средние или большие. Она ответила, что средние — самые лучшие. Когда же у нее уточнили причину, ответом было: «Потому что больших не бывает».

Читайте также: Почему говорят, что «время истекло»?

В течение 35 лет на французское побережье выплывали телефоны в форме кота Гарфилда Абсурд: начиная с восьмидесятых годов, на побережье Ируаза в Бретани, Франция, время от времени море выбрасывало телефонные аппараты в форме Гарфилда, и никто не мог понять, откуда они берутся! Тайна раскрылась лишь в наше время, 35 лет спустя. Раскрыл её местные фермер по имени Рене Морван.
Форма бокала не влияет на вкус вина С употреблением вина связано множество ритуалов, начиная с необходимости отделять осадок в декантере перед употреблением, и заканчивая специальными приборами для охлаждения напитка ровно до температуры подачи (16 градусов для красного вина, 12 для белого). Особый ритуал связан с формой бокала — для каждого сорта ценителям вина предлагается использовать бокал строго определённой формы, «наилучшим образом раскрывающий вкус и аромат» напитка. Но на деле форма бокала не влияет на вкус вина.
7 увлекательных фактов, которые повысят вашу эрудицию Прочёл подборку, блеснул эрудицией
Почему алкоголь жжёт? Алкоголь (точнее, содержащийся в нём этиловый спирт) не жжёт вас на самом деле, а обманывает. Алкоголь заставляет ваше тело чувствовать ожог при обычной температуре.
Почему Эйфелеву башню нельзя фотографировать ночью? В тёмное время суток всемирно известная башня Эйфеля смотрится особенно эффектно, так что если окажетесь в Париже как-нибудь вечерком, не забудьте сделать пару фоточек на память. Но! Имейте ввиду, что эти фото нельзя продавать или каким-либо иным образом распространять, так как освещение башни является интеллектуальной собственностью художника-осветителя, создавшего его. Нежелательно даже разворачивать штатив и другое профессиональное фотооборудование возле башни по ночам.