Почему в общественных туалетах Москвы селились семьями
Общественные туалеты появились в столице только к концу XIX века и назывались ретирадами, с французского буквально — «убежища». При этом тёплые и комфортные каменные строения не пользовались особым спросом: простые люди не могли представить себе, что в таких помпезных помещениях находятся всего-навсего нужники.
Женщины предпочитали по старой традиции носить с собой горшочки, а крестьяне, приехавшие на рынок, и рабочие справлялись во дворах. Домики-туалеты же ждала интересная участь.
Творения знаменитых архитекторов
Проблема борьбы с нечистотами и запахом в столице стояла перед русскими царями с незапамятных времён. Первые доступные всем туалеты в Московском Кремле были созданы ещё Петром I. Однако это
особо не изменило ситуации: люди пользовались уборными крайне неаккуратно и приучаться к чистоплотности ну никак не желали. С канализацией не могли разобраться вплоть до 1870 года, пока не грянула эпидемия холеры. Буквально на следующий год первый общественно доступный туалет открыли в Санкт-Петербурге, рядом с Михайловским манежем. Над обликом строения трудился знаменитый архитектор Иван Александрович Мерц.
Красивые туалетные домики начинают появляться и в Москве, у вокзалов и рынков, и власти города особым указом предписывают пускать в такие нужники всех желающих. Владельцам доходных домов также надлежало оборудовать туалет во дворах. При этом официальные документы избегают слов «уборная», «туалет», «нужник», используя формулировку «места для малой и большой нужды».
Однако и эти меры в общей массе не решили проблемы, и до грамотно устроенной системы канализации в Москве и Санкт-Петербурге было ещё очень далеко. К началу двадцатого столетия во всей Москве работало всего лишь около десяти нормально оборудованных тёплых общественных туалетов. Общественный «нужник» у Александровского сада, к примеру, был оснащён устройствами принудительной вентиляции и автоматическим сливом. Уборная на Большой Сухаревской площади отапливалась, а на Театральной площади работал общественный туалет с освещением и раздельным пользованием. При этом можно было выбрать посещение уборной с оплатой, в неё входили мыло и полотенце.
Нехватка жилья и общественные уборные
Революция 1917 года спровоцировала небывалый рост населения в крупных городах. Простой рабочий люд непрерывным потоком вливался в Москву и Петербург. Остро встала проблема с нехваткой жилья, которую не решали ни доходные дома, ни другое дешёвое и максимально простое жильё. Поэтому под квартиры переоборудуют и домики-туалеты. И каким бы диким это ни казалось, жильцам таких «квартир» даже завидовали: в коммуналках на несколько семей приходился всего один туалет и его катастрофически не хватало, а здесь удобства были во владении всего одной семьи.
«Туалетная» проблема снова встала ребром во время торжественных московских парадов в тридцатые годы. Репетиции массовых военных мероприятий длились часами, их участникам попросту некуда было деваться с естественными физиологическими нуждами. Большинство выходило из положения нелицеприятным образом — в подъездах близлежащих домов. Общие двери раньше не запирались, а консьержки, если и дежурили на входе, то попросту не могли, да и не пытались бороться с мужчинами в военной форме. Подъезды после торжественных парадов месяцами не могли отмыть, и в центре города стоял смрад.
Власти города осознали всю глубину беды довольно быстро, поэтому в людных местах столицы стали вновь обустраиваться общественные уборные, конечно, уже гораздо более скромные и простые. Однако приучить советский народ к культурному оправлению нужд оказалось не так просто. Санитария обсуждалась на самых высоких уровнях, поэтому в определенный момент в общественной пропаганде начинают появляться призывы о соблюдении чистоты. К процессу перевоспитания граждан подключаются поэты (вспомните стихи Маяковского про мыло и воду), лекторы, руководство предприятий. Читаются тематические лекции, в общественных местах вешаются плакаты с лозунгами.
В Москве и Петрограде стремительно растёт количество уборных, используют для строительства городских туалетов и фундамент разрушенных большевиками часовен и церквей. Однако даже все эти меры только частично решили проблему, по-настоящему с ней справились уже только в девяностые годы.
Читайте также: Какими были удобства в петербургских квартирах сто лет назад
- «Гитлер — чёртов дурачишко»: как Толкин с фашистами пререкался
- Что творилось за дверьми самого популярного казино девяностых годов: 6 историй от бывшего сотрудника «Метелицы»
- «Забытый» в космосе после развала СССР
- Как русские стали кацапами, а украинцы — хохлами
- Казаки-характерники: ниндзя или боевые маги?