История   

Морские проценты — форма кредита в древней Греции для рисковых мореплавателей. Заемщик получал корабль с полным снаряжением под очень высокие проценты в надежде на успешное путешествие

Как взять кредит по гораздо более низким ставкам — расскажут в Банке Развитие-Столица https://www.dcapital.ru/retail/loans/

Античные греки разделяли кредиты или ссуды для сделок, связанных с морем, и для сделок на суше. Договора о кредитовании морских путешествий назывались autikòs tókos или ναυτικὸν δάνεισμα / nautikòn dáneisma — в русском варианте «морской процент», однако само понятие «tókos» (дословно «отдавать четверть») означает скорее не «процент», как многие привыкли, а «доходность». Сейчас мы узнаем почему.

Один из самых авторитетных источников информации о ссудах в Древней Греции — речь оратора и политика Демосфена «Против Лакрита». Именно оттуда мы узнаем, что греки, как опытные мореплаватели, хорошо понимали и оценивали риски путешествия. Интересно, что для древнего грека человек, отправляющийся в морское путешествие, в некотором смысле выпадал из обычного течения времени. Для моряка существовали два события: отбытие и возвращение. Именно этот цивилизационный и философский опыт определил методологию расчета «морской доходности».

Доход от морских торговых операций плюс сумма первоначального взноса выплачивались независимо от времени, но в некоторый срок после возвращения корабля в порт отправления. Демосфен в своей речи ссылается на договор займа в три тысячи драхм по условиям которого торговцы должны были закупить мендайское вино и продать его либо Босфорскому царству, либо пройти дальше почти до Днепра и реализовать там. Независимо от финансового результата торговой операции и даты возвращения полная сумма займа плюс 675 драхм должны были быть выплачены через 20 дней после прибытия в Афины.

Демосфен

Размер доходности определялся рискованностью и длинной маршрута, опытностью команды и капитана, сезоном, мирным или военным временем и многими другими факторами. Например, доходность короткого торгового маршрута в один конец из Сестоса в Афины оценивалась в одну восьмую суммы займа, а доходность операции между Афинами и Босфорским царством могла доходить до 33 процентов.

Вложения в торговые маршруты были сезонными. За период летней навигации (до середины Сентября) при удачном стечении обстоятельств инвестор мог возвращать и вкладывать средства в несколько экспедиций по очереди, постоянно увеличивая прибыль от сделок. Для инвесторов тех лет очень важно было быстро получать и вкладывать ресурсы. Задержка возврата или опоздание корабля могли нанести серьезный удар по инвестору. Просто сравните: если заемщик просрочил возврат 3000 драхм на суше, то кредитор будет получать примерно 15 драхм в месяц сверх оговоренной доходности. Для инвестора в морские торговые операции потери составят 675 драхм или даже больше за аналогичный период.

Важно понимать, что каждый торговый корабль совершенно не обязательно принадлежал одному торговцу. Самый распространений случай: корабль, принимающий на борт несколько групп торговцев с разными грузами. При этом пассажиры почти никогда никак не могли влиять на приоритетность портов и сроки возвращения домой.

Пиратство и непреднамеренные потери груза также влияли на размер возвращаемой суммы. Мы находим упоминания о пропорциональном снижении как тела кредита так и премии для заемщиков, если они могли подтвердить нападение или потерю части груза. Полная потеря груза и корабля снимала с заемщика необходимость рассчитываться по кредиту. Однако так было не всегда: в 7–6 веках до н. э. неплательщика и его семью кредиторы имели право продать в рабство. Эта практика была полностью прекращена Солоном. Похожей обычной практикой стал штраф в размере суммы доходности от сделки или больше в зависимости от обстоятельств.

Кредиты без рабства и под честные проценты всегда можно получить в Банке «Развитие-Столица».

Еще: