Как анонимность влияет на откровенность?
В 1973 году американские психологи Кеннет и Мэри Джерген и Уильям Бартон поставили эксперимент, без описания которого сегодня не обходится ни один разговор о психологии социальных сетей. Исследователи стремились понять, как влияет анонимность на характер группового общения. Экспериментальной группе из восьми незнакомых друг с другом человек разного пола предстояло провести час в абсолютно тёмной комнате, занимаясь чем угодно — никаких правил поведения, ограничений и предписаний. По истечении этого часа участники поодиночке покинут помещение и больше с остальными никогда не пересекутся. Контрольная группа получила те же вводные установки, но проводила условленный час в комнате при свете.
Человек — существо социальное, поэтому контрольная группа незнакомцев благополучно скоротала свой час за поверхностным разговором. А вот в экспериментальной группе возникло настроение эмоциональной близости, доверительности и нежности. Говорили в ней меньше, но больше — «о самом главном», 50% участников обнимали сидящих рядом. Большинство участников получили удовольствие от общения и были готовы снова участвовать в подобном эксперименте.
Анонимность и свобода располагают собеседников к доверительности и разговорам «о главном»; возможно, этим объясняются неоднократно отмеченный высокий уровень эмоциональной вовлечённости в сетевые отношения, их особый статус в сознании пользователя и особая искренность сетевых «дневников».
- Восемь из десяти инстаграмных фитнес-блогеров врут
- Как возникает зависимость от Инстаграма и почему люди «подсаживаются» на эту соцсеть
- TikTok очень редко показывает ролики людей с избыточным весом и увечьями на главной странице и в рекомендациях
- Сетевые призраки: что такое гостинг и что заставляет людей вести себя так?
- Инстаграм нравится нам, потому что мы любим яркие цвета