Человек 20.06.2019  

Как мозг заставляет вас покупать ненужные вещи

Есть счастливые люди, которые чётко планируют свой бюджет, и таких не заманит ни одна акция, и к скидкам они равнодушны. Эти люди спокойно живут даже на скромные зарплаты, редко пользуются кредитами и не берут в долг у знакомых. А есть транжиры, и спонтанная покупка — это их второе имя. Такие тратят весело и безрассудно. Ещё до молочного отдела в супермаркете их корзинки успевают наполниться глупыми и ненужными предметами вроде подсвечников или красивых салфеток. К концу месяца они обязательно перехватят у кого-нибудь пару тысяч до зарплаты, даже если получают выше среднего.

Если вы относитесь к первой категории людей, то вам повезло, а вторая категория пребывает в постоянном финансовом кризисе и совершенно не знает, как из него выпутаться. Оказывается, у людей, которые так по-разному относятся к покупкам, и мозг работает совершенно по-разному. Иными словами, транжиры не сами тратят деньги — это делает их мозг.

Результаты исследования, опубликованного в журнале Neuron, показывают, что у транжир в голове происходят химические процессы, заставляющие их тратить. А у экономных людей, которых не волнуют акции и спецпредложения, в мозгу происходят другие химические реакции, значительно повышающие вероятность того, что они вернут товар на полку и покинут магазин с пустыми руками.

Группе испытуемых показывали карточки с товарами и фиксировали реакцию мозга на изображение. В том случае, если товар нравился человеку, загоралась область мозга, называемая прилежащим ядром. Это означает, что в той области мозга, которая является «центром удовольствия», было усилено нейронное возбуждение с большим количеством дофаминовых рецепторов. Они вызывают чувство счастья и возбуждения в ожидании приятного события.

После этого всем показывали второе изображение уже с ценой этого предмета, и вот здесь происходило интересное. У одних людей срабатывал тот же самый центр (островковая доля), который даёт нам ощущение ожидания боли, например, когда вы видите, что сейчас дверь прищемит вам палец. У других людей этот центр не срабатывал, и их радостное предвкушение от покупки желаемого объекта ничто не омрачало. Уже понятно, кто из этих людей транжиры, верно? То есть одни люди бессознательно принимают решение не покупать, потому что предчувствуют боль, а другие ничего плохого не чувствуют и тоже бессознательно принимают решение купить.

На вопрос, почему у одних островковая доля срабатывает, а у других — нет, и можно ли как-то заставить её срабатывать, исследователи пока затрудняются ответить. Но теперь точно понятно, что транжир не стоит слишком уж корить за их привычку тратить. Однако даже транжирам полезно знать об уловках маркетологов, которые заставляют их покупать больше, о них Фактрум писал здесь.

Читайте также: 5 неразгаданных тайн мозга

Еще: