Россия 11.04.2019  

Как в России появилась жёлтая пресса?

Сегодня премия Пулитцера — престижная награда. Журналист, который хочет получить её, должен провести настоящее расследование. При малейшем намёке на ложь кандидат вылетит из списков. И в этом есть некая ирония, ведь Пулитцер — «отец» жёлтой прессы.

В первой бульварной газете в России печатались такие литературные гиганты, как Чехов, Плещеев, Гиляровский. За право попасть на страницы издания ещё нужно было побороться. Чем же манили жёлтые страницы талантливых писателей?

Жёлтая пресса

Бульварная пресса мистера Пулитцера

Что такое жёлтая пресса? Это — катализатор слухов и домыслов. Даже серьёзные современные издания нередко используют непроверенную информацию. И всё ради привлечения внимания публики. В конце XIX века это удивительное свойство жёлтой прессы открыл Пулитцер. Благодаря ему за скандальной прессой прочно закрепился её цвет. Точнее, благодаря невероятно громкому конфликту между двумя гигантами американской журналистики.

Американский журналист Джозеф Пулитцер
Джозеф Пулитцер

В 1897 году на страницах издания, которое принадлежало Пулитцеру, появился броский рисунок. «Жёлтый малыш» — первый в мире авторский комикс. К тому же, рисунки печатали на первой полосе воскресного номера. Комикс знакомил читателей с неординарным ребёнком — лысым малышом со странной наружностью. Более всего внимание читателей привлекали его торчащие зубы и безразмерная жёлтая рубашка. Всё, что делал ребёнок — болтался по нарисованным трущобам и бездельничал. То и дело на рубашке появлялись глуповатые слоганы, написанные на грубом сленге. Фразы точно пародировали рекламные вывески известных марок. Вот таким был этот необычный ребёнок.

«Жёлтый малыш» создавался не для развлечения. Его задумали для того, чтобы показать Западу ура-патриотические настроения в Японии. Тема была как никогда актуальна, так как в 1895 году Америку взбудоражили известия о войне между Китаем и Японией. В малыше отлично просматривались черты азиатских детей. Американская пресса как бы высмеивала поведение своих желтолицых соседей.

Комикс про жёлтого малыша
Комикс про жёлтого малыша

Пулитцер был доволен реакцией читателей. Спрос на его журнал взлетел. Однако конкурент Пулитцера Рэндольф Хёрст тоже правильно оценил возможности «малыша». В результате началась газетная чехарда: ребёнка в жёлтой рубашке печатали то в одном, то в другом издании. Конфликт издателей расширил аудиторию журналов и открыл им правду: пресса необязательно должна сообщать факты. «Жёлтый малыш» играл на эмоциях. И приносил невероятную прибыль. Тогда-то Пулитцеру и пришла в голову мысль о расширении формата своего журнала. И «желтизна» перекинулась с нарисованного ребёнка на прессу в целом.

Конечно, существует и более прозаичная версия появления жёлтой прессы. Считается, что первые бульварные издания печатались на низкопробной бумаге. Она имела не благородный белый, а грязный жёлтый цвет. Отсюда и пошло увязывание новостей, граничащих с домыслами и слухами, с низким качеством самих газет. Интересно, что в России жёлтая пресса появилась на 20 лет раньше, чем в Америке. Правда, изначально она разительно отличалась от заграничных аналогов.

Газета «Московский листок» — первое бульварное чтиво России

Николай Пастухов никогда не считал себя учредителем скандального издания. «Кабацкий листок», как его называли в высших слоях общества, по сути был первой периодической новостной газетой. Интеллигенция не любила «Московский листок» за новости низкопробного характера. В издании часто писали об убийствах, скандалах и других громких событиях. В конце XIX века прессу читали в основном образованные и зажиточные люди. Аристократия проводила часы за разглядыванием серьёзных журналов о политике и экономике. А потом появился «Московский листок». Написанный простым, «рабочим» языком. Владелец газеты изначально был нацелен на массовую аудиторию, а не на узкий круг читателей-интеллектуалов. За счёт упрощения стиля изложения даже малограмотные люди приобщились к прессе. И она стала жёлтой.

Газета «Московский листок»

Николай Пастухов организовал работу редакции особенным образом. Если где-то в городе случалась чертовщина — он тут же узнавал об этом. В редакции действовало обязательное правило: сводка о вечернем событии появлялась уже в утреннем номере. Оперативность Пастухову обеспечивала обширная сеть осведомителей. За проверенные сообщения он платил приличные гонорары. Ничто в Москве не проходило мимо издания. Ни одно известие не могло застать Пастухова врасплох. «Московский листок» оперативно сообщал читателям о пожарах, бедствиях, убийствах, кражах, погромах и авариях.

Аристократия, привыкшая к журналам «высшего класса», откровенно не любила «Московский листок». Несмотря на это, она же и не пропускала ни одного номера. Сведения из первых рук также нравились рабочим и мещанам. Новости подавались настолько незамысловатым языком, что отлично понимались публикой любого уровня образования. После того, как читатели «распробовали» городские сводки, ассортимент издания расширился. Добавились сатирические рассказы Чехова и критические обзоры Плещеева. Пастухов щедро платил талантливым писателям за развлечение своей публики. Однажды он даже оплатил работу Константина Бальмонта. Писатель брал с издателей баснословные по тем временам деньги: рубль за одну строчку.

В 1881 году тираж газеты составлял пять тысяч номеров. В 1907 году он вырос до 35 тысяч. Увеличение дохода приумножило достаток самого Пастухова. Однако часть денег редактор вложил в расширение издательства. В 1895 году, во время расцвета «Московского листка», открылись несколько типографий. В итоге газета немного «растолстела»: количество листков увеличилось до шести. Разрослась и информаторская сеть Пастухова. Она увеличилась настолько, что у редактора появились свои люди за рубежом. Благодаря этому появилась колонка «Заграничные новости». Информаторы в разных странах сообщали Пастухову свежие слухи, и их тут же печатали.

Цензура в период перестройки

В 1908 году в Петербурге появилось своё жёлтое издание. «Газета-копейка» так же, как и «Московский листок», нацелилась на массовую публику. Полосы издания состояли из небольших заметок, фельетонов, политических сводок, новостей, сообщений из-за рубежа. Издание отличалось очень низкой стоимостью по сравнению с престижными журналами. «Копейка» переняла стиль «Листка»: новости и обзоры писались понятным, сжатым и общедоступным языком. Кроме того, была у газеты и отличительная черта. Издавались многочисленные приложения к «Копейке». Например, журнал с огромным количеством разнообразных рисунков и литературными материалами.

«Газета-Копейка»

Перебругская и московская жёлтые газеты успешно издавались до 1917 года. Затем подобная пресса столкнулась с проблемами политического толка. После большевистского переворота каждое слово в журналах и газетах рассматривали чуть ли не под лупой. Главной задачей прессы того времени было упрочнение позиции правящей партии. Госорганы СССР жёстко контролировали печатные издания, радиовещание, музыкальные и сценические произведения. «Газета-Копейка» закрылась в 1918 году, не выдержав цензуры. Детище Пастухова «погибло» примерно в этот же момент. Перед закрытием оба издания превратились в сугубо политические. Но именно они — первые ласточки русской жёлтой прессы.

Читайте также: Как трое гнусавых переводчиков сделали бизнес на голливудских фильмах

Еще: