10 диких перфомансов русских художников
Порой русские художники добивались отклика публики через отвращение. В некоторых случаях провокации были настолько явными и агрессивными, что просто не могли закончиться мирно.
Как вы смотрите, например, на то, чтобы написать нецензурное слово из трёх букв прямо на Красной площади? И не красками, а человеческими телами. Как только политические деятели давили на общество, смелые художники разражались невероятными перфомансами. Мы собрали десятку самых дерзких их них.
Российский акционизм: слово из трёх букв
В апреле 1991 года на Красной площади появилось слово из трёх букв. Причём выложенное человеческими телами. Так на новый общественный закон отреагировали члены общественного движения «Э.Т.И». Что интересно, сразу набрать нужное количество людей для надписи инициатор Анатолий Осмоловский не смог. В итоге пришлось вербовать смелых и творческих прямо на улице. Для этого небольшая группа активистов посетила памятник Гоголю. Там им удалось сагитировать несколько человек. Когда люди пришли на площадь, они остолбенели от ужаса. Однако Осмоловский помог им справиться с шоком. Тринадцать человек легли на площади, образовывая своими телами слово из трёх букв. В конце концов к живой надписи подошли милиционеры и растащили её на части. Все тринадцать участников перфоманса отправились в отделение.
Олег Кулик — человек-собака
Начинал Олег Кулик как художественный директор галереи Реджина в Москве. Однако очень быстро рутина ему надоела, и он покинул место работы. Кулик столкнулся с другой проблемой: деньги быстро закончились, а источника дохода не было. И он решил подработать весьма экстравагантным образом. В 1994 году на презентации в галерее Марата Гельмана на публику выскочил абсолютно голый человек, передвигавшийся на четвереньках. Вскоре обнажённый Кулик вырвался на улицу, где бросался на машины и прохожих. Идея перфоманса пришла художнику в голову тогда, когда он попросился к Марату Гельману на работу. Кулик пообещал, что будет сидеть возле галереи «как цепной пёс». Владелец галереи посмеялся, но решил воплотить задумку Олега. А потом они добавили действий. И вот уже Кулик бросался на посетителей и прохожих. Акция, кстати, неоднократно повторялась.
Дикий перформанс Императора ВАВА
Заметный кровавый перфоманс в истории России прошёл в 1995 году. Причём прошёл в не совсем привычном для художников месте — на хладокомбинате
Александр Бренер и бой с Ельциным
В 1995 году состоялась ещё одна провокационная акция. Зимой в лютый мороз на Лобное место в Москве в одних трусах вышел Александр Бренер. Единственное, что согревало его, кроме трусов, — боксёрские перчатки. Но акционист надел их не просто ради развлечения. Громкими криками он вызывал на бой действующего Президента России Бориса Ельцина. При этом он постоянно обзывал его подлым трусом. Перфоманс художника был приурочен к началу Чеченской войны, которую инициировал Ельцин. Бренер своим поступком хотел обратить внимание общественности на то, что Президент прячется в своём комфортном кабинете, пока на Юге России гремит война. В конечном итоге обнажённого боксёра затолкали в милицейский УАЗ.
Российский акционизм: баррикады в центре Москвы
В 1998 году Осмоловский вновь вернулся на улицы Москвы с очередным перфомансом. На этот раз вместе с художником Авдеем
Искусство перформанса: поедание Ленина
Однажды в ходе перфоманса участники съели тело Ленина. Правда, не настоящее, а бисквитное. Странное мероприятие организовал в своей галерее Юрий Шабельников в 1998 году. Он оформил один из залов в стиле похорон, а в самом центре положил жуткий торт: тело вождя в полный рост. И каждый посетитель мог подойти, отрезать себе кусочек и съесть. По словам Шабельникова, акция задумывалась как шутка. Однако публика встретила перфоманс в штыки. Газеты тогда написали, что на подобный поступок мог решиться только абсолютно невменяемый человек.
Акционист-безбожник
В 1998 году в Москве состоялась художественная ярмарка, которая запомнилась публике жестоким перфомансом. Известный на тот момент акционист
Распятие Олега Мавроматти
Другую вызывающую религиозную акцию провёл Олег Мавроматти в 2000 году. В центре Москвы рядом с Храмом Христа Спасителя он установил деревянный крест. Помощники привязали Мавроматти к кресту и вбили в руки огромные гвозди. На спине художника красовалась надпись: «Я не сын Бога». Мавроматти хотел обратить внимание публики на то, что настоящее искусство идёт бок о бок со страданием. Правоохранительные органы возбудили уголовное дело. В ответ Мавроматти сбежал в Болгарию.
Художники и акционисты в морге
Мавроматти также отличился за пять лет до того, как прибил себя к кресту рядом с Храмом. Он вместе с организацией «Секта Абсолютной Любви» провёл беспрецедентную акцию. Молодые художники направились в морг больницы № 50, где устроили действие под названием «Люби меня насмерть». Всю ночь люди пили водку прямо в морге и танцевали с трупами. Участники хотели показать, что даже такое место может наполнять жизненной энергией.
Перфомансы Марины Абрамович
В 2005 году Марина Абрамович провела свой знаменитый перфоманс, который полностью основывался на самоистязании. Подобное действие она уже проводила в Москве в 1975 году, правда не с таким размахом. Перфоманс заключался в поиске границ возможностей человеческого тела. Так, во время представления Абрамович добровольно съела килограмм мёда, разбила рукой стеклянный бокал и вырезала на животе звезду. Кстати, в 2005 звезду она вырезала под песню про славянскую душу. В конце перфоманса обнажённая Мария легла на крест изо льда.
Читайте также: Как и чем рисуют провокационные русские художники?
- Что скрывалось за одежными рядами «Черкизона»
- Какие русские слова нельзя произносить в других странах и почему
- Какие испытания выпали на долю самых известных сиамских близняшек СССР — Даши и Маши Кривошляповых
- 25 любопытных фактов о происхождении привычных фраз и выражений
- Каким был октябрь 1917, и почему случилась революция?