ПриродаВирусы 07.03.2022

Интересные факты о вирусах (часть 2)

Как организм вырабатывает самые эффективные антитела для борьбы с вирусами? Может ли иммунитет к коронавирусу быть врожденным? Сколько лет вирусы могут сохранять свою активность? Новая подборка интересных фактов о вирусах уже тут! А её первая часть — здесь.

Первый в мире ребёнок с антителами к коронавирусу

Женщина из Сингапура переболела коронавирусной болезнью во время беременности и в её организме выработались антитела. Затем она родила ребёнка и у новорождённого врачи нашли эти антитела, при этом у матери они исчезли. Ребёнок, родившийся 7 ноября 2020 года, стал первым в мире младенцем, появившимся на свет с антителами к коронавирусу.

Хотя вирусы не оставляют окаменелостей, палеонтологи находят способы изучать их древние виды

Палеовирусология — это наука, изучающая древние вирусы. Поскольку вирусы слишком малы, чтобы оставить после себя окаменелости, палеовирусология опирается на косвенные признаки их существования, например, особенности эволюции хозяина и эндогенные вирусные элементы ДНК (то есть фрагменты ДНК, сформированные под действием вируса и передающиеся по наследству).

Французский микробиолог случайно истребил почти всех кроликов Западной Европы

Французский микробиолог Поль-Феликс Арман-Делиль пытался уничтожить кроликов на территории своего поместья, для чего заразил их смертельным вирусом миксомы. Он был уверен, что сможет контролировать распространение вируса, но уже в скором времени был найден кролик, погибший от вируса за пределами поместья Арман-Делиля. Спустя короткое время эпидемия охватила всю Западную Европу и уничтожила 98% кроликов. Микробиолога оштрафовали. К счастью, популяция кроликов, как известно, быстро восстанавливается.

Поль-Феликс Арман-Делиль

Слово «вирус» в переводе с латыни означает «яд».

Что такое зоонозы

Вирусы, перешедшие от не-человекообразных животных к людям, называются зоонозы. Примеры болезней, вызываемых зоонозами: коронавирусная болезнь, бешенство, болезнь Лайма, лихорадка Эбола и т. п.

Антитела для борьбы с инфекцией проходят естественный отбор в заражённом организме

Когда ваша иммунная система борется с инфекцией, она увеличивает скорость мутаций в процессе выработки антител в миллион раз, а затем заставляет антитела конкурировать друг с другом. Этот процесс естественного отбора приводит к формированию антител, наиболее приспособленных к уничтожению данного конкретного вируса. Это называется «соматическая гипермутация».

В 2014 году учёные нашли 30000-летний вирус, который всё ещё был активен

В 2014 году учёные обнаружили гигантский вирус возрастом 30 000 лет в многолетней мерзлоте Сибири. Вирус Pithovirus sibericum был всё ещё активен. Это открытие вызвало опасения, что при таянии арктических льдов мы можем столкнуться с абсолютно незнакомыми древними патогенными вирусами.

Pithovirus sibericum

В пёстрой окраске тюльпанов виноват вирус

Пёстрые тюльпаны поражены вирусом, который приводит к их частичному обесцвечиванию. Заражая луковицу, вирус «ломает» гены, ответственные за окраску цветка, что приводит к появлению замысловатых полос, разводов, узоров и «искр» на лепестках тюльпана. К сожалению, поражённая вирусом луковица становится чахлой и слабой, так что может и не зацвести.

Еще: