10 глупостей, которые портят нам карьеру и жизнь
Фактрум публикует статью постоянного автора журнала «Forbes» Трэвиса Брэдберри, который рассказывает, о чём лучше умалчивать в профессиональной жизни, даже если это правда.
«Это несправедливо»
Каждый знает, что жизнь несправедлива. Говорить «это несправедливо» означает, что вы считали, будто жизнь должна быть справедливой, что выглядит наивным и незрелым.
Если вы не хотите выставлять себя в дурном свете, придерживайтесь фактов, оставайтесь конструктивными и воздерживайтесь от интерпретаций. Например, вы могли бы сказать: «Я заметил, что вы отдали Энн тот проект, который надеялся взять на себя я. Вам не трудно будет рассказать, что вас подтолкнуло к такому решению? Было бы интересно понять, почему вы посчитали, что я не подхожу, чтобы я поработал над соответствующими навыками».
«А мы так всегда делали»
Технологические перемены происходят так стремительно, что даже за полгода какой-то процесс может устареть. Слова «но мы же так всегда делали» не только выставляют вас ленивыми и не готовыми к изменениям, но и может навести вашего начальника на мысль: а почему это вы не попробовали сами что-то улучшить? Если вы действительно делаете вещи так, как они всегда делаются, то почти наверняка есть способ получше.
«Нет проблем»
Когда кто-нибудь просит вас что-то сделать или благодарит за то, что вы сделаете, и вы отвечаете «нет проблем», вы подразумеваете, что их просьба могла бы стать проблемой. Это заставляет людей чувствовать, что они вас чем-то обременили.
Лучше сделать наоборот: показать людям, что вы были рады выполнить работу. Скажите что-нибудь вроде «Мне это было приятно» или «Я буду рад разобраться с этим». Это небольшое различие в формулировке, но оно имеет большое позитивное влияние на людей.
«Я думаю…» / «Может, это глупая идея…» / «Я сейчас задам дурацкий вопрос»
Эти слишком пассивные фразы мгновенно разрушают ваш авторитет. Даже если за этими фразами последует гениальная идея, они указывают на то, что вам недостает уверенности, а в результате люди, с которыми вы разговариваете, теряют уверенность в вас.
Не будьте своим худшим критиком. Если вы не уверены в том, что говорите, и остальные не будут в этом уверены. Если вы действительно чего-то не знаете, скажите: «У меня нет прямо сейчас необходимой информации, но я ее получу и скоро вернусь к вам с ответом».
«Это займет всего минуту»
Говорить, что-то займет всего минуту, подрывает ценность ваших навыков и создает впечатление, что вы просто торопитесь покончить с задачей. Если вы действительно намерены завершить дело за 60 секунд, тогда, конечно, скажите, что много времени это не займет. Но пусть это не прозвучит так, будто задача можно выполнить быстрее, чем она реально может быть выполнена.
«Я попробую»
Это, как и «я подумаю», звучит слишком условно и опять-таки выглядит так, будто вам не хватает уверенности в своих способностях справиться с задачей. Примите на себя полную ответственность за свои навыки. Если вас попросили сделать что-то, либо выполните просьбу, либо предложите альтернативу. Но не говорите «я попытаюсь», потому что это звучит так, что вы не будете особенно стараться.
«Он ленивый/некомпетентный/козел»
Нет никакой пользы в пренебрежительных замечаниях в сторону коллег. Если ваша характеристика точна, остальные и так об этом знают, поэтому нет никакой надобности специально на это указывать. А если неточна, то это вы в итоге выглядите козлом.
Грубые и некомпетентные люди попадаются в любом офисе, и вероятно, все и так уже знают, кто они. Если у вас нет реальной возможности помочь таким людям измениться в лучшую сторону или уволить их, тогда вы ничего не выиграете от того, что указываете на их бездарность. Это выглядит как неуверенная попытка выглядеть лучше на их фоне. Ваша грубость неизбежно вернется к вам бумерангом — в виде негативного мнения ваших коллег о вас.
«Этого нет в моей должностной инструкции»
Это часто саркастичная фраза звучит так, как будто вы готовы выполнять лишь обязательный минимум, на основании которого вам платят зарплату. А это плохая идея, если уж вы так цените стабильность трудоустройства.
Если ваш босс просит вас сделать что-то, на ваш взгляд, не соответствующее вашей должности (но не морально проблемное), самое лучшее — охотно выполнить это задание. А уже потом договоритесь с начальством обсудить вашу роль в компании и то, не следует ли обновить ваш рабочий функционал. В этом случае вы не будете выглядеть жалко. Это также позволит вам и вашему боссу выработать долгоиграющее понимание того, что вы должны и не должны выполнять на работе.
«Это не моя вина»
Переваливать вину на кого-то еще — всегда плохая идея. Несите ответственность. Если вы как-то — пусть даже крошечным образом — причастны к тому, что-то пошло не так, отвечайте за это. А если нет, то предложите объективное и беспристрастное объяснение, почему это произошло. Придерживайтесь фактов и предоставьте боссу и своим коллегам самостоятельно сделать выводы, кто виноват.
Когда вы начинаете показывать пальцем, окружающие видят в вас человека, который отказывается принимать ответственность за свои действия. Это заставляет людей волноваться. Кто-то будет вовсе избегать работать с вами, а другие решат ударить первыми и начнут вас обвинять, когда что-то пойдет не так.
«Я не могу»
Это почти то же самое, что «это не моя вина». Люди не любят слышать «я не могу», потому что это звучит как «я не буду этого делать». Слова «я не могу» предполагают, что вы не готовы сделать все необходимое, чтобы работа была выполнена.
Если вы правда не можете что-то сделать, потому что вам не хватает необходимых навыков, предложите альтернативное решение. Вместо того, чтобы говорить «не могу», расскажите, что вы сможете сделать.
Например, не говорите: «Я не могу остаться сегодня допоздна». Скажите: «Я могу прийти на работу ранним утром. Пойдет?» Вместо «Я не могу ничего сделать с этой статистикой» скажите «Я пока еще не знаю, как проводить такой тип анализа. Может, кто-нибудь покажет мне, а в следующий раз я справлюсь самостоятельно?»
«Я ненавижу эту работу»
Последняя вещь, которую кто-либо хочет слышать на работе — это как кто-то рядом жалуется, как сильно он ненавидит свою работу. Подобные действия характеризуют вас как негативную личность и снижают боевой дух команды. Начальство быстро отлавливает скептиков, которые подрывают командный дух, и ваши боссы знают, что всегда есть люди, настроенные более оптимистично и готовые вас заменить.
Перевод Иосифа Фурмана
Читайте также: В Японии можно нанять «утешителя», который будет вытирать вам слёзы на работе