ТехнологииМобильные устройства 17.06.2015  

«У меня нет смартфона»: почему простые мобильные телефоны снова в моде

Весной этого года сразу в нескольких институтах по всему мира завершились исследования, связанные с уровнем популярности смартфонов и психологической зависимостью от них. Ученые из Института мультимедийных исследований в Токио выяснили, что пользователи здесь начали отказываться от «умных устройств» в пользу обычных мобильных телефонов, а их коллеги из Великобритании и США пришли к выводу, что чрезмерное использование смартфона способствует развитию нарциссизма, неврозов и тревожных расстройств. Университеты по всему миру уже разрабатывают программы поощрения и меры ограничения, которые позволяют отвлечь учащихся от телефонов во время уроков.

Баллы за блокировку: как вузы и школы борются за внимание учащихся

Смартфоны подчас бывают так дороги нам, что мы готовы по-настоящему отстаивать и насаждать необходимость пользоваться ими. «Может, я и состою в секте, но это секта тех, кто любит качество! — уверяют любители техники на базе iOS. — Я всего лишь играю на смартфоне, когда хожу в туалет. И играю в метро. А еще мне нужна фотокамера и WhatsApp. И в работе полезно». И все же эти люди не могут ответить на вопрос, способны ли они сходить в туалет без своего смартфона.

С проблемой зависимости от технологий сегодня сталкиваются пользователи по всему миру. Специалисты Института информационной политики министерства внутренних дел Японии еще в 2013 году подсчитали, что в среднем в будний день молодые люди здесь использовали смартфон 116,9 минут (почти два часа), а по выходным — 179,2 минуты (почти три часа — более чем пятую часть всего времени бодрствования). Сегодня эти цифры выросли — ведь теперь устройства могут предложить человеку больше приятных и полезных функций.

В академической среде, особенно в университетах, все это вызывает опасения. В апреле 2015 года ректор Университета Синсю (Япония) Кието Ямадзава призвал новых студентов меньше использовать смартфоны. «Что вы выберете: отказ от смартфонов или отказ от университета? — спросил Ямадзава, выступая перед двумя тысячами первокурсников. — Это отрава для интеллекта, личности и способности создавать. Нужно отключать смартфоны и читать книги, разговаривать с друзьями и думать самостоятельно. В нашем университете учатся креативные студенты, которые сами размышляют о природе вещей и действуют, стараясь изо всех сил».

В Университете Пенсильвании и Калифорнийском университете (США) руководство также борется с чрезмерным использованием «умных гаджетов». Здесь учащиеся могут получить скидки в книжном магазине и бесплатные сладости в кафетерии, если отключают смартфоны. Каждый студент может установить на свое устройство приложение Pocket Points, которое распознает, когда гаджет находится на территории кампуса, и определяет, заблокирован ли он. Один балл начисляется за каждые 20 минут «простоя»; за 10 баллов можно получить скидку в 15% в местном книжном, а за 15 баллов — два больших печенья.

В школах Сеула (Южная Корея) ученики обязаны устанавливать на смартфоны приложение iSmartKeeper, которое предоставляет учителям дистанционный доступ к устройствам и дает возможность частично блокировать их работу на уроках. Программа позволяет закрыть доступ к сервису сообщений, играм и социальным сетям, оставляя только необходимые для занятий функции. Родители также могут, при желании, получить доступ к смартфонам своих детей, чтобы те проводили с ними не так много времени.

Еще: