Что общего у старообрядческих традиций и воровского кодекса
У преступников, сидящих за решёткой, и староверов, не принявших никонианские реформы Церкви, на самом деле много общего. Но не в вопросах религии, а в общественном укладе, правилах поведения и решении бытовых вопросов.
Кроме того, старообрядческие традиции и воровской кодекс возникли примерно в одно и то же время. Старообрядцы объединились в общины со своими правилами жизни в XVII веке. А первый вор в законе — Ванька Каин, придумавший основные воровские понятия, жил и «трудился» в начале XVIII века. Так что же общего у сидельцев и староверов?
Похожая система правосудия
Старообрядцы, в отличие от воров, грабителей и убийц, подчиняются законам Российской Федерации. Однако в тюрьмах их всё-таки не встретишь — староверы чрезвычайно законопослушны и преступлений не совершают. Однако случается и так, что кто-то из общины нарушает принятые в ней нормы поведения и правила. Хотя это происходит крайне редко, потому что свои традиции старообрядцы свято соблюдают.
В случае совершения какого-либо проступка участником общины собирается совет или сход. В него входят самые уважаемые члены старообрядческой общины, но главным считается старейшина. Сход обладает правом решать, какое наказание следует применить в том или ином случае. Чаще всего провинившийся в качестве наказания должен сделать 100 или 200 земных поклонов. Самым страшным наказанием у старообрядцев считается изгнание из общины без права на возвращение. Назначить такое наказание может только старейшина. Есть свой «старейшина» и у криминальной братии — вор в законе, контролирующий определённую территорию или тюрьму, или колонию.
У преступников все спорные вопросы касательно наказаний за отступление от тюремных понятий принимаются на общей сходке. Её структура такая же, как у старообрядцев. Принятие решений возлагается на самых авторитетных бандитов во главе с вором в законе. Впрочем, последнее слово на сходке остаётся за вором в законе. Только он в праве окончательно решать, какое наказание заслужил отступник — простое понижение в преступной иерархии или же смерть. Кстати, и на воровских сходках, и на старообрядческих сходах решаются вопросы насчёт распределения денег из общака.
Общаки на зоне и в общинах российских старообрядцев
Общая казна, или сокращённо общак, есть и у староверов, и у преступных группировок, и у заключённых, сидящих в одной тюрьме. Разнятся только пути добычи этих денег. В традициях старообрядцев заложена любовь к труду, поэтому приверженцы старой веры работают, не покладая рук. А все вырученные за работу деньги они отдают в общинную кассу. Преступники же, понятное дело, денежные средства добывают в основном нечестным путём. Но каждый, сидящий в той или иной тюрьме, обязан внести свой вклад в тюремный общак. Схожи уголовные понятия и традиции старообрядцев в том, на что тратятся деньги, находящиеся в общаке.
Так, старообрядцы охотно выделяют средства своим собратьям, оказавшимся в трудном финансовом положении. Воры в законе, держащие общак, тоже очень редко отказывают своим «подопечным» в выделении средств. Деньги нуждающимся зекам и даже их семьям выдают только после того, как они докажут, что без этих денег они просто-напросто не выживут. Оказавшиеся в затруднительном положении староверы тоже должны доказать свою финансовую несостоятельность. А ещё в случае крайней нужды староверы выделяют из общего фонда деньги на подкуп чиновников и других представителей власти. Обычно так поступают, если кто-то мешает старообрядцам вести свой бизнес. А таких немало. У преступников же это обычное дело: если нужно «отмазать» ценного человека или подкупить судью, то деньги из общака изымаются незамедлительно. К слову, говорить «спасибо» за выданные средства из общака на зоне и в общинах старообрядцев не принято.
«Благодарю» вместо «спасибо»
У старообрядцев запрет на «спасибо» в качестве словесной благодарности появился из-за этимологии этого слова. Согласно некоторым исследованиям слово «спасибо» образовалось от выражения «спаси Бог». По другой версии, говоря спасибо, благодарили не христианского Бога, а языческого — Бо, Бая или Абу.
Конечно же, христиане-староверы не могли принять тот факт, что в слове «спасибо» есть частичка от языческого бога. Поэтому это слово начисто исчезло из их лексикона. Между собой старообрядцы благодарят друг друга, говоря «Спаси Христос!». А людям иной веры, оказавшим услугу или какую-либо помощь, староверы говорят «благодарю». Точно так же благодарят кого-либо и преступники, соблюдающие тюремные традиции. Но почему зеки не говорят «спасибо»?
Согласно тюремным понятиям, говорить своим сокамерникам «спасибо» за что-то не принято. Обычно друг друга заключённые благодарят словами «благодарю», «душевно», «благодарствую» или «от души». Запрет на слов «спасибо» появился неслучайно, и тому было несколько причин. Во-первых, такие слова, как «пожалуйста» и «спасибо» в речи заключённого расцениваются как проявление излишней интеллигентности. Слишком вежливых считают заносчивыми и стремящимися поставить себя выше других. Во-вторых, излишняя вежливость во времена Советского Союза с головой выдавала партработников, которых специально подсаживали к зекам, чтобы те попытались «перевоспитать» их. Разумеется, этих людей не любили. И, в-третьих, слова «пожалуйста» и «спасибо» используют ненавидимые заключёнными начальники тюрьмы, следователи, судьи и надзиратели. Один этот последний факт заставляет сидельцев отказаться от использования слова «спасибо» в своей речи. Но не только неупотребление слова «спасибо» роднит заключённых и старообрядцев.
Запрет на сквернословие
Пожалуй, одной из главных общих традиций у староверов и заключённых является табу на употребление нецензурных слов. У людей, входящих в общины старообрядцев, есть свои причины на то, чтобы не материться. По мнению староверов, нецензурная брань, звучащая из уст людей, даёт силу дьяволу. А тот, напитавшись этой силой, может разрушить наш мир, сотворённый Богом. Кроме того, матерные слова обладают отрицательной энергетикой, что является причиной саморазрушения человека. Старообрядцы верят, что тот, кто произносит ругательства, таким образом призывает бесов к себе в помощники. А те в свою очередь наделяют сквернослова злостью и жестокостью. Но есть и одна причина, общая для старообрядцев и заключённых, из-за которой они не употребляют бранные слова.
Матерные слова, произошедшие от названий испражнений, сексуальных действий и нечистот и у заключённых, и у староверов считаются источником бед. Тот, кто произносит эти слова, автоматически притягивает их к себе и к окружающим его людям. Поэтому зеки, чтящие тюремные понятия, стараются не материться. Например, последний вор в законе, считающийся «правильным», Владимир Бабушкин за всё время своего пребывания на зоне не произнёс ни одного бранного слова. В общем-то, они заключённым и не нужны, ведь практически все они разговаривают на особом тюремном языке — фене. Некоторые общины старообрядцев тоже разговаривают на кажущемся отличным от русского языке. Однако это не секретный язык, а всего лишь уникальный диалект.
В русской фене есть множество заменителей матерных слов. Поэтому запрет на сквернословие не обедняет лексикон преступников, сидящих в тюрьмах и разгуливающих на воле. Они охотно используют заменители, чтобы не схлопотать от старших. К слову, и у зеков, и старообрядцев за сквернословие следуют довольно серьёзные наказания. К тому же, представителей этих сообществ могут наказать и за воровство у своих, и за обман.
Читайте также: Чем занимаются смотрящие на зоне