Наука02.10.2015

9 обалденных фактов о космосе, которые мы узнали в этом году

Фактрум выбрал девять наиболее впечатляющих фактов о космосе, которые стали известны в этом году.

1. У Плутона есть «сердце»

В июле автоматическая межпланетная станция (АМС) New Horizons завершила свой почти десятилетний вояж к Плутону, показав нам его с невиданной прежде стороны. Мы узнали, что Плутон на самом деле красного цвета и у него есть гигантское ледяное «сердце», состоящее из монооксида углерода. А что самое крутое — экспедиция подарила нам красивый снимок этой далекой карликовой планеты.

2. Обнаружен «старший брат» Земли — Kepler-452b

Также в июле NASA объявило, что космический телескоп «Кеплер» нашел планету, получившую название Kepler-452b, на расстоянии в 1 400 световых лет от Земли. Она на 60% больше нашей планеты по диаметру и находится в обитаемой зоне звезды, похожей на Солнце. По оценкам ученых из NASA, только в нашей галактике может быть еще целый миллиард таких планет — и телескоп «Кеплер» поможет их отыскать.

3. Астронавты попробовали еду, выращенную в космосе

В начале августа астронавты на борту Международной космической станции впервые попробовали выращенные там же листья красного салата. Система The Veggie, разработанная компанией ORBITEC, позволила устроить на МКС первый «огород». В будущем эта система, поддержание которой не требует большого количества ресурсов, может помочь обеспечивать питанием первых колонистов на Марсе.

Но это достижение важно не только для космонавтов. Этот способ выращивания продуктов можно использовать и на Земле — там, где нет плодородной почвы и других условий для традиционного фермерства.

4. Нам показали новое изображение прекрасной туманности

В этом году космический телескоп «Хаббл», совместный проект NASA и Европейского космического агентства, продемонстрировал новый снимок туманности Лагуны — восхитительного сияющего облака раскаленного газа в созвездии Стрельца. Несмотря на такое мирное название, на самом деле мы смотрим на сильные потоки звездного ветра, клубящийся горячий газ и активное формирование звезд — все это за «вуалью» из черной космической пыли.

5. Астрономы обнаружили ближайшую к Земле экзопланету

С помощью космического телескопа «Спитцер» ученым NASA удалось обнаружить самую близкую к нам экзопланету, получившую название HD 219134b. Она находится на расстоянии 21 светового года от Земли, и, хотя стоит признать, что физически достичь ее в какие-либо разумные сроки просто невозможно (1 световой год равен 9 460 730 472 580 800 метрам), это открывает уникальные возможности для исследования далекого прошлого нашей собственной планеты. Единственная другая планета, находящаяся так «близко» — GJ674b — не имеет с Землей практически ничего общего.

«Теперь у нас есть прекрасный объект для изучения до мельчайших деталей, — говорит Майкл Гиллон, сотрудник Льежского университета и ведущий ученый, использующий транзитный метод обнаружения экзопланет для телескопа „Спитцер“. — Это настоящий Розеттский камень в области изучения суперземель».

6. NASA опубликовало новое «эпичное» изображение Земли

В прошлом месяце спутник DSCOVR продемонстрировал, на что способна его специальная полихроматическая камера, носящая громкое название EPIC (Earth Polychromatic Imaging Camera). С расстояния более полутора миллионов километров она сделала вот этот чудесный снимок.

Официальное назначение камеры — запечатлевать изображения Земли с разных ракурсов, которые позже будут использованы для изучения того, как солнечный свет проходит через атмосферу. Но очевидно, что результаты работы EPIC интересны не только ученым: все мы получаем возможность полюбоваться нашей маленькой синей планетой.

7. С помощью спутника были замечены серьезные климатические изменения

Ледник Ларсена в море Уэддела, к востоку от Антарктического полуострова

Лаборатория реактивного движения — научно-исследовательский центр NASA, занимающийся созданием и обслуживанием беспилотных космических кораблей — обнаружила, что оставшаяся часть шельфового ледника Ларсена B, который, по словам исследователя Алы Хазендара, существовал более 10 000 лет, может исчезнуть в течение десятилетия. Если это произойдет, фрагменты ледника окажутся в открытом океане и, растаяв, приведут к значительному повышению уровня воды.

8. Космический аппарат запечатлел загадочные огни на Церере

Самое любопытное и практически научно-фантастическое открытие этого года — две светящиеся точки на поверхности Цереры, карликовой планеты, находящейся между Марсом и Юпитером. АМС «Рассвет» зафиксировал их с расстояния более 45 тысяч километров — слишком далеко, чтобы точно определить их природу. Известно только, что искомые объекты находятся в кратере трехметровой глубины и отражают намного больше солнечного света, чем что-либо вокруг. Существующие гипотезы включают версии о ледяных вулканах или соляных участках.

К счастью, миссия «Рассвета» — исследовать Цереру находясь на ее собственной орбите, так что нас ждут более детализированные снимки, которые смогут дать ученым ясное представление о том, что происходит на поверхности планеты.

9. Мы увидели новые снимки «Столпов Творения» в туманности Орла

Первые снимки этих гигантских «колонн» из межзвездного газа и пыли были сделаны в 1995 году. За последние 20 лет телескоп «Хаббл» продолжал свою работу, делая снимки в различных диапазонах — от инфракрасного света до видимого — и в итоге мы получили изображения, от которых захватывает дух.

Существуют свидетельства того, что «Столпы Творения» были уничтожены взрывом сверхновой звезды около 6 000 лет назад, но, из-за того, что туманность находится на расстоянии 7 000 световых лет от нас, мы сможем наблюдать этот потрясающий астрономический объект еще как минимум тысячу лет.

В недалеком будущем нас ждет еще больше интересного. Уже в следующем году АМС «Юнона» приблизится к орбите Юпитера, состоится запуск исследовательского аппарата InSight, который поможет нам исследовать внутреннее строение и состав Марса, а также стартует миссия OSIRIS-REx, цель которой — доставить образцы грунта с астероида Бенну, что может стать первым шагом к промышленному освоению астероидов.

Читайте также: 10 будоражащих фактов о планете Кеплер 452b, которую уже назвали «Второй Землей». Возможно, она обитаема!

15 золотых фактов о воспитании детей от Юлии Гиппенрейтер Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своих многочисленных книгах по психологии («Общаться с ребенком. Как?», Самая важная книга для родителей и других) обращает внимание родителей на то, как они взаимодействуют со своими детьми и как разговаривают с ними.
20 фактов, которые звучат как ложь, но это правда Порой кажется, что удивить нас, взрослых людей, уже нечем. А потом так услышишь случайно: у бегемотов розовое молоко. И думаешь: не, ну правда, что ли? Прямо вот так, как молочный коктейль с клубникой?
30 фото-зарисовок из жизни фотографов-натуралистов и их очаровательных моделей Фотограф-натуралист — работа сложная, но невероятно интересная! Да, порой приходится полежать в траве или на болоте часок-другой ради удачного кадра…
Семь фактов о Гонконге, которых мы не знали Признаться, мы в редакции Фактрума вообще мало что знаем о Гонконге. Именно поэтому мы и решили собрать и опубликовать любопытные факты именно об этом городе: в отличие от Пекина или Шанхая, о Гонконге пишут редко — и совершенно напрасно!
8 обыденных вещей, которые до сих пор не может объяснить наука Если вы думаете, что науке уже известно всё, а если пока не всё, то вот-вот будет, то Фактрум вынужден вас жестоко разочаровать. Какое там всё — учёные даже простейшие вещи объяснить не могут!