Наука 14.05.2019

10 тайн, которые мы до сих пор не можем объяснить

Почему снятся сны? Почему мы смеёмся? Как разморозить тело из криокамеры? Эти и другие вопросы волнуют как учёных, так и просто любознательных людей уже очень давно. Какие же загадки мы до сих пор не можем разгадать, как ни бьёмся?

Сознание

Эта сложная тема преследует научное сообщество с древних времён. Только недавно нейробиологи сочли сознание реальной темой исследования. Величайшая задача в этой области — объяснить, как процессы в мозге порождают субъективные переживания.

Глубокая заморозка

Крионические центры хранят тела людей, которые умерли от неизлечимых болезней, в ёмкостях, заполненных жидким азотом. Температура костей в телах — минус 195 градусов по Цельсию. Смысл этого хранения заключается в том, что тела хотят разморозить и полностью восстановить в будущем, когда лекарство появится.

Пока никого из замороженных не восстанавливали. Размораживание сопряжено с немалыми трудностями. Если провести эту процедуру неверно, то клетки попросту взорвутся. Пока же правильной технологии размораживания не существует.

Тайна старения

Исследователи пока не дали однозначного ответа на вопрос, почему люди стареют. Одни считают, что это генетическое свойство. Другие, что это результат клеточного повреждения, неизменно происходящего всю жизнь. Некоторые учёные считают, что наука сможет увеличить продолжительность жизни вдвое уже в обозримом будущем.

Что сильнее — гены или воспитание?

Здесь опять учёные к единому мнению не пришли. Кто-то считает, что воспитание важнее генетики. Кто-то — что последняя диктует человеку, как вести себя, и он часто не может это контролировать. Скорее всего, частично правы и те, и другие.

Почему людям бывает смешно?

Такая привычная вещь как смех вызывает у учёных много вопросов. Исследователи обнаружили, что во время хохота «загораются» три части мозга: отвечающая за мышление (она помогает человеку остроумно пошутить), область движения (заставляет мышцы двигаться) и эмоциональная область (вызывает ощущение головокружения). С этим разобрались, а вот с тем, почему людям бывает смешно по совершенно разным поводам, — пока не смогли. Джон Моррелл, пионер исследований юмора в Колледже Вильгельма и Марии (государственный исследовательский университет в городе Уильямсберге), обнаружил, что смех — это игривая реакция на истории, которые не подчиняются общепринятым ожиданиям.

Омут памяти

Используя методы визуализации мозга, ученые раскрывают механизм, ответственный за создание и хранение воспоминаний. Они обнаружили, что гиппокамп внутри серого вещества мозга может действовать как ящик для памяти. Правда, тут возникает сложность. Оказывается, что и истинные, и ложные воспоминания активируют сходные области мозга. Человек может хранить то, чего реально никогда не происходило, в одной куче с настоящими воспоминаниями. Как и почему появляются ложные воспоминания, учёные не знают.

Управление полётом

Исследователи обнаружили, что интенсивность света может регулировать внутренние часы человека вперёд или назад. Это происходит из-за того, что в разное время светового дня вырабатывается разное количество мелатонина. А вот выяснить, может ли искусственное введение мелатонина в организм помочь справиться с сонливостью или бессонницей, когда человек перемещается поперёк часовых поясов, пока не удалось.

Фантомные ощущения

Около 80 процентов людей, потерявших какую-то конечность, продолжают испытывать в ней ощущения. Отсутствующие рука или нога, или палец продолжают болеть, чесаться и мёрзнуть. Почему это происходит — доподлинно неизвестно, но есть две версии. Первая: у мозга есть план целого тела, и он запрограммирован работать с ним именно в таком виде. Поэтому когда конечность теряется, мозг продолжает её «видеть». Вторая: оборванная область нервов начинает выстраивать со спинным мозгом новые связи и посылать ему сигналы, что конечность на месте.

Сон

Причины, лежащие в основе сна, остаются загадочными. Учёные знают одно: сон важен для выживания млекопитающих. Продолжительная бессонница может привести к перепаду настроения, галлюцинациям, а в крайних случаях — к смерти. Но сама причина сна остаётся неразгаданной.

Сновидения

Почему людям снятся сны, тоже неясно. Одни учёные считают, что таким образом мозг тренируется, стимулируя движение синапсов между клетками. Другие уверены, что сны и мысли, обдуманные в течение дня, а также пережитые в связи с этим эмоции неразрывно связаны. Сны помогают человеку укрепить воспоминания и пережить события прошлого дня.