Мир   

Выбираем оптимальные подшипники с учетом всех нюансов эксплуатации оборудования

Подшипники — важнейшие элементы, от которых зависит работа любого механизма с вращающимися деталями. Правильный подбор гарантирует надежность и долговечность всей конструкции. В статье мы разберем основные виды, расскажем об их особенностях и рассмотрим основные критерии выбора.

BW Square / Unsplash

Виды и их применение

Подшипники классифицируют по разным признакам. Рассмотрим основные конструктивные типы, их особенности и области применения.

Шариковые — самые распространенные

Шариковые подшипники – самый массовый тип. Их отличает простота конструкции и технологичность производства. Шарик касается беговых дорожек точечно, что минимизирует трение. Радиальная нагрузка невысокая, зато они хороши для высоких оборотов. Подходят для электродвигателей, вентиляторов, насосов. Могут работать при температуре до +200 градусов.

Роликовые выдерживают большую нагрузку

Роликовые подшипники используют ролики вместо шариков. Это увеличивает зону контакта и позволяет выдерживать более высокие радиальные нагрузки. Применяются в муфтах, редукторах, прессах и другом промышленном оборудовании с большими осевыми нагрузками. Бывают цилиндрические и конические — последние лучше подходят для комбинированных нагрузок.

Самоустанавливающиеся устраняют перекосы

Этот тип обладает сферической наружной обоймой, которая может выставляться под углом, компенсируя перекос вала. Применяется там, где возможны неточности посадки и деформации вала. Например, в щековых дробилках, прокатных станах, насосах высокого давления. Позволяет удлинить срок службы и снизить вибрации.

Игольчатые — для высокооборотных механизмов

Конструктивно похожи на роликовые, но в качестве тел качения используют тонкие иглы. Это позволяет уменьшить габариты и вес подшипника при сохранении высокой несущей способности. Подходят для высокооборотных узлов — шпинделей станков, роторов турбин. Их ограничение — низкая ударная вязкость.

Упорные выдерживают высокие осевые нагрузки

Упорные подшипники предназначены для восприятия осевых усилий. Шарики или ролики располагаются перпендикулярно оси и упираются в торцевые поверхности колец. Используются в соединениях, где нужно компенсировать толкающее усилие: станки, редукторы, винтовые механизмы.

Как правильно подобрать подшипник

Чтобы подшипник надежно отработал свой срок, нужно учитывать условия и режим работы. Рассмотрим основные критерии выбора.

Учет величины и характера нагрузки

Важнейший параметр — радиальная и осевая нагрузка. Сравниваем ее с допустимым значением для каждого типа подшипников и выбираем со значительным запасом.

Также учитываем характер нагрузки. При ударных нагрузках предпочтительны роликовые. Для высокой осевой нагрузки — упорные.

Проверка допустимой скорости вращения

Каждый подшипник рассчитан на определенный диапазон оборотов. Если превысить допустимое значение, он быстро выйдет из строя. Поэтому обязательно проверяем это значение в спецификации.

Точное соблюдение размеров

Подшипники подбираются строго по размерам внутреннего и наружного кольца. Допуски очень малы — до десятых долей миллиметра. Небольшое отклонение может привести к задирам, нагреву и быстрому выходу из строя.

Выбор материала и способа смазки

Стандартным материалом служат хромистые стали. Для высоких температур применяют жаропрочные сплавы. Способ смазки определяет интервал техобслуживания. Современные подшипники часто имеют улучшенные антифрикционные покрытия.

Учет шумности и вибрации

Повышенная вибрация и шум сигнализируют о проблемах с подшипником. При выборе отдаем предпочтение более “тихим” конструкциям, особенно на высокооборотных валах.

Вместо заключения

Главное при подборе подшипника — это тщательный учет условий работы и требований к механизму. Нужно выбрать конструкцию с запасом прочности по нагрузке, скорости вращения, сроку службы. Только в этом случае можно рассчитывать на долговечность и надежность подшипникового узла.

При выборе всегда лучше проконсультироваться со специалистом. Правильный подбор — залог долгой безотказной работы оборудования.

Еще: