Места 14.03.2019  

«Парящее в воздухе» здание Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР

Иностранцы говорят, что все российские города, кроме Санкт-Петербурга и Москвы, похожи друг на друга. И им это не кажется. Ведь большинство региональных городов застраивалось во времена СССР, поэтому люди живут и работают во множестве не просто похожих, но одинаковых зданий в разных городах — одинаковые кинотеатры, одинаковые больницы, одинаковые хрущёвки.

Это не значит, что в СССР не было талантливых архитекторов — они были, просто им не давали строить так, как они видели и хотели. Но бывали и свои счастливые исключения, например, Георгий Чахава, который очень хотел построить «дом-дерево». И построил.

Здание Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР

Министр-архитектор

Георгий Чахава родился в Тбилиси в 1923 году, сразу после школы ему пришлось отправиться на поля сражений Второй мировой войны, там ему посчастливилось выжить. Молодой Георгий был влюблён в ландшафты родной страны, ему хотелось творить, создавать то, чего раньше не было, используя в качестве источника вдохновения красоту природы родной страны. Поэтому после войны он вернулся в Грузию и стал учиться на архитектора. Эта область, как казалось молодому человеку, наиболее подходила для того, чтобы реализовать свои амбиции и воплотить в жизнь самые смелые идеи. Чахава грезил идеей города-пространства: дома, в котором подстраиваются под естественный ландшафт и минимальным образом его нарушают. Проектировать хотелось именно в такой манере.

Георгий Чахава
Георгий Чахава

Если бы он после войны решил осесть в Европе и там бы начал работать, то сейчас его имя звучало бы громче, а грандиозных памятников архитектуры, построенных им, было бы значительно больше. Однако молодой советский выпускник в 1949 году столкнулся с реальной жизнью послевоенного СССР, которому не нужны были индивидуальные проекты, который ставил стройку на рельсы планов, госзаказа и невероятной срочности. Поэтому долгое время ему приходилось работать над непримечательными проектами в родной Грузии, а также в дружественных странах, например, в Ливии и Афганистане. Именно поэтому сегодня в интернете нет даже страницы в «Википедии», посвящённой талантливому проектировщику, который мог бы быть по-настоящему выдающимся.

Параллельно с карьерой архитектора развивалась и карьера государственного деятеля Чахавы. Так, к 1975 году Георгий занимал уже высокий пост министра дорожного строительства Грузинской ССР. Тогда по счастливому стечению обстоятельств этому самому министерству понадобилось здание в Тбилиси, чтобы расположить в нём весь многочисленный штат его сотрудников. Георгия Чахаву попросили выбрать архитектора, который бы спроектировал нужное здание. Едва ли он мог поверить в собственную удачу, ведь он сам и был архитектором, которому только не хватало свободы. Георгий начал делать вид, что скрупулезно рассматривает разные кандидатуры, а сам уже ездил по Тбилиси в поисках нужного места и делал наброски самых смелых идей. Через некоторое время он на эту должность утвердил себя. Так Чахава стал и ответственным представителем заказчика, и исполнителем в одном лице — что называется, звёзды сошлись.

Парящее здание

Надо полагать, Георгий, вдохновленный концепцией города-пространства, к тому времени уже долго вынашивал идеи проекта. Он, теперь уже на правах архитектора, отправился осматривать Тбилиси на предмет идеального места для главного здания его жизни. Место нашлось не сразу, но когда Георгий увидел его, он точно понял, что строить будет именно здесь. И тут же утвердил его как министр дорожного строительства. Любой другой архитектор презрительно отмахнулся бы от такой площадки — крутой обрыв перед главной рекой города, Курой. Но для Чахавы это было то, что нужно: он сможет спроектировать большое и интересное здание, которое будет касаться земли всего в нескольких местах, не губя ландшафта, а встраиваясь в него. Здание будет парить.

На сухих и огромных листах ватмана появился план строения, какого нигде в мире больше не было. Высокое — 18 этажей в своей наивысшей точке. Большое, общая площадь помещений — 10 960 м². Вся конструкция состоит из трёх стержней, которые упираются в землю вертикально и являются несущими опорами всего здания и пяти горизонтальных двухэтажных ригелей — они словно сложены друг на друга. С высоты будет казаться, что здание состоит всего из трёх частей.

Проект здания

В стержнях располагаются лифты и лестницы, а несущие их части выполнены из стали и железобетона. Грузия — это сейсмоопасный регион, и архитектор учитывал это при проектировании: строение простояло почти 50 лет, так что можно считать, что землетрясения, по крайней мере средней силы, оно выдерживает.

Несмотря на свою прозрачность и воздушность, здание стоит очень прочно, так как упирается в крепкую скалу. Чахава хотел, чтобы оно было похоже на дерево, которое расширяется тем больше, чем оно выше. Дерево не мешает лесу, и детище Чахавы не мешало ландшафту — оно в него встраивалось, становилось дополнением. Под зданием течёт небольшой ручеек, растёт трава и кустарники, а значит, продолжают жить животные и насекомые.

Здание Министерства автодорог Грузии

Проект архитектора Георгия Чахавы был передан министру Георгию Чахаве, который внимательно изучил его, где нужно покритиковал и полностью одобрил — тот случай, когда чиновник и творец полностью сошлись во взглядах. Из бюджета была выделена необходимая сумма (на реализацию было потрачено 6 миллионов рублей), и здание под чутким руководством творца было построено в срок. В него въехали счастливые сотрудники Министерства дорожного строительства во главе со своим министром. Там они работали долгое время, а уже после развала Советского Союза строение было передано АО «Банку Грузии». Сегодня внутри него есть эскалаторы, и вообще интерьер холла выглядит весьма современно. Одну часть северной стены полностью затянуло плющом или диким виноградом, поэтому здание выглядит так, как будто продолжает сливаться с природой.

Фасад здания

Наследие Георгия Чахавы

Чахава был, мало сказать, счастлив тем, что ему удалось построить здание мечты, поэтому он делал подобные проекты ещё несколько раз, но больше зелёного света им никто не дал. Это очень прискорбно, потому что жить было бы значительно интереснее, если бы архитектура не была безликой, как во множестве городов на постсоветском пространстве, а заставляла бы засматриваться, вела диалог с человеком, давала ему идеи и вообще благотворно сказывалась бы на его психическом здоровье (последнее, кстати, одна из основных идей концепции города-пространства).

Потомки оценили единственное здание, выполненное в советские времена в Грузии по индивидуальному проекту, и сделали памятником архитектуры в 2007 году. К сожалению, туристы жалуются, что охранники «Банка Грузии» не разрешают вести съёмку, что, конечно, только увеличивает количество фотографий здания-дерева с разных ракурсов на просторах интернета. Сам Чахава в 1983 получил премию Совета Министров СССР, а в 1991 стал почётным членом Интернациональной Академии архитектуры Восточных стран. Можно сказать, что у здания «Банка Грузии» счастливая судьба хотя бы только потому, что ему удалось родиться в стране, где это было почти невозможно.

Читайте также: Дом Мельникова — уникальный особняк в центре Москвы

Еще: