Почему фасады зданий в СССР украшали мозаикой
Активно украшать мозаичной плиткой фасады зданий в СССР начали в шестидесятые. В последующие годы яркие картинки стали появляться и на торцах пятиэтажных домов-хрущёвок. Сюжеты мозаик были совершенно разными: от улыбающихся октябрят до суровых рабочих в цехах.
Помимо выполнения эстетической функции, мозаичные панно были ещё и отличным средством агитации. Однако и пропаганда не была основной целью выкладывания мозаики на фасадах зданий в СССР.
Как соцреализм победил неоклассику и ар-деко в СССР
До основания Советского Союза все здания в городах строили из кирпича. Конечно, на строительства жилых домов шёл кирпич не самого лучшего качества. А вот здания театров и различных учреждений возводили из глазурованного кирпича. Он отличался от простого тем, что его покрывала специальная глазурь. С её помощью внутри помещения лучше удерживалась температура. Кроме того, не страшны были глазурованному кирпичу и температурные перепады. Большинство старых зданий в Москве и других крупных городах не тронули после революции. А уже при Сталине начали строить новые красивые дома в стиле ар-деко. Такие здания, конечно же, не нуждались в дополнительном украшении, например, в фасадной мозаике. Но в шестидесятые-восьмидесятые сталинки уступили место однотипным хрущёвкам и брежневкам.
Здания в стиле функционализм отвечали всем требованиям эпохи соцреализма. Они ничем не выделялись, а квартиры в них были доступны практически каждому. Но вместе с тем унылые фасады и торцы жилых домов явно удручали советских граждан. Тогда в московском архитекторском бюро приняли решение украсить здания мозаичной плиткой. С её помощью здания приобрели не только эстетичный вид, но и обзавелись дополнительным утеплением.
Практичная плиточная советская мозаика
В Советском Союзе всё должно было приносить пользу, даже красота. Вот и смальтовая мозаика на фасадах зданий выполняла двойную функцию. Покрытые мозаикой бетонные торцевые стены домов меньше пропускали холодный воздух внутрь квартир. По сути их функция была схожа с функцией глазурованного кирпича. Однако не только поэтому советским архитекторам и строителям так приглянулись мозаичные панно.
Благодаря декорированию фасадов и торцов зданий плиточной мозаикой отпадала надобность в частых ремонтах. Смальтовая стеклянная мозаика, применяемая на фасадах зданий в советское время, была весьма долговечной. Скорее сам дом бы разрушился, чем с мозаичного панно откололся бы хоть один кусочек. Со временем такая мозаика не теряла цвет и не выгорала, в отличие от крупной плитки и краски. Краску приходилось бы регулярно обновлять, чтобы здание не потеряло вид. А плиточная мозаика в этом не нуждалась. Её требовалось лишь изредка мыть. Впрочем, с этим прекрасно справлялись и дожди. И стоит отметить, что и сегодня советская мозаика на домах смотрится отлично.
Что изображали на мозаичных панно на фасадах зданий
Для работы над разработкой рисунка для плиточных мозаик приглашались лучшие скульпторы и художники. Сначала ими создавался рисунок на определённую тему. Важно было, чтобы он соответствовал назначению того здания, на котором был бы размещён. Так, на фасадах школ выкладывали счастливых пионеров и октябрят. Фасады заводов и фабрик украшали довольные рабочие с инструментами в руках. Но интереснее всего мозаика проявлялась в архитектуре развлекательных заведений.
Фасады советских театров украшали богатой мозаикой, иллюстрирующей сцены из пьес. На некоторых заведениях красовались абстрактные картины, причудливости которых позавидовал бы сам Кандинский. На наружных стенах НИИ мозаика изображала различные опыты, чтобы показать развитие советской науки. А после полёта Юрия Гагарина популярной стала космическая тематика.
Ближе к концу восьмидесятых торцы и фасады зданий прекратили украшать мозаикой. Но во многих городах, особенно провинциальных, эти шедевры соцреализма ещё можно увидеть.
Читайте также: Зачем в СССР строили круглые дома и как в них жилось