КультураКино   

Кинематограф как хранитель традиций: Роль кино в сохранении культуры кавказских народов

29.04.2024

Кавказ — регион, богатый своей уникальной историей, языками. Сегодня остро стоит вопрос о сохранении культурного наследия кавказских этносов. Аминат Цунтаева уверена, что в защите истории ключевую роль могут сыграть медиаисследования. Именно эту тему мы обсудим в нашем интервью. Антрополог культуры поделилась, как именно это способствует сохранению культуры Кавказа на примере анализа визуальных форм искусства.

Аминат Цунтаева начала свою карьеру как журналист, но со временем у неё появился интерес к изучению истории своего народа. Тогда она увлеклась медиаисследованиями, особое внимание уделяя области кинематографа. Нельзя не отметить, что её работы способствуют не только сохранению, но и правильному пониманию кавказской культуры в медиа. Она рассказала, что фильмы, которые она изучает сейчас, формируют новое восприятие Кавказа представителями других народов.

“Популяризация кино о Кавказе или любом другом регионе не должна быть самоцелью, иначе мы уходим в область директив, предписаний и шаблонов. Кино — это вид искусства, рассчитанный на массового зрителя. Производство кино — сложный и очень дорогой процесс. Если монетизация игрового кино возможна за счет показов в кинотеатрах, а также в онлайн и на стриминговых площадках, то успех документального кино и его окупаемость совсем неочевидная история. Государственные гранты на съемку документального кино вполне рабочая схема. Однако, если мы говорим о творческой свободе автора, возможности снимать независимое кино, то, как показывает практика, они плохо уживаются с финансированием со стороны любых институтов. На сегодняшний день рабочим вариантом привлечения средств на документальное кино является краудфандинговая модель, где по сути зритель становится заказчиком будущего фильма”, — отметила Аминат.

Фильмы о Кавказе вносят значительный вклад в сохранение и популяризацию культурного наследия этого уникального региона. Например, большинство кино снятых о жизни этих народов документируют и передают культурные обычаи, которые могут быть под угрозой забвения. Через визуальное искусство кинематограф позволяет зрителям более глубоко понять и оценить традиции этой области.

“Северокавказский регион, как и традиционное общество в целом, проходит через сложные социокультурные процессы. Глобализация, которая, казалось, сотрет основные различия между культурами или по крайней мере их сгладит, столкнулась с серьезным препятствием, которое коротко можно охарактеризовать процессом глокализации. Вместо ожидаемого исчезновения региональных отличий мы видим их усиление и сохранение. Кино, как важнейшая форма искусства, эту тенденцию улавливает и интерпретирует. Чем больше фильмов о Кавказе, его культуре мы будем видеть на фестивалях, тем больше вероятность того, что культура будет преодолевать информационную обособленность, которая только множит мифы и стереотипы о регионе”, — подчёркивает эксперт.

Аминат отмечает, что фильмы, показанные на международных кинофестивалях или через мировые стриминговые сервисы, могут значительно увеличить видимость и доступность культурных особенностей Кавказа. Таким образом миру открываются уникальные истории жителей этого региона, их жизненные вызовы и будни. Эти нарративы могут способствовать укреплению идентичности и самосознания народов Кавказа, а также повышению интереса к этим культурам среди зрителей со всех уголков земли.

“Звучащие голоса представителей Северного Кавказа и других национальных меньшинств — крайне важная задача для преодоления обособленности и изолированности. С этим в последние годы хорошо справляются выпускники мастерской Александра Сокурова в Нальчике (Кабардино-Балкария). Они снимают не «кавказское кино», потому что любое хорошее кино преодолевает региональный барьер и говорит о ценностях, понятных всему миру. Но они снимают реалистичное кино, подсвечивая те сложные проблемы, через которые проходит Кавказ. Так, например, такие режиссеры Кантемир Балагов, Кира Коваленко, Владимир Битоков, Олег Хамоков, Малика Мусаева и др. в своих фильмах очень точно и художественно емко демонстрируют, как модерность сталкивается с традицией, а также растерянность традиционной культуры перед вызовами современности”, — рассказала Цунтаева.

Отметим, что фильмы часто затрагивают сложные социальные, этнические и политические вопросы, существующие в регионе. Через кинематографическое искусство можно провоцировать обсуждения и создавать платформу для диалога и взаимопонимания между различными культурами и сообществами. Поэтому Аминат считает важным, исследовать это, ведь киноповествование — всегда художественное высказывание.

“К сожалению, в ближайшем будущем о развитии кинопроизводства на Северном Кавказе говорить сложно. Создание кино — это долгий и очень дорогой процесс, который также требует высокой профессиональной подготовки. Я уже приводила в пример мастерскую Александра Сокурова, которая была организована на Северном Кавказе с 2011 по 2015 гг. Она, к сожалению, носила уникальный характер и больше не повторялась. Тем не менее это не исключает появление местных медиапроектов, которые не требуют многомилионных затрат на продакшн кино. Мы видим, как представители Северного Кавказа заново сами для себя открывают свой регион, исследуют его, снимают влоги, ведут каналы на Youtube, популяризируя культуру Кавказа и презентуя себя миру через социальные сети, что тоже крайне важная тенденция”, -подытожила Аминат.

Сохранение культурного наследия Кавказа с помощью медиапроектов не только способствует укреплению культурной идентичности, но и открывает новые возможности для образования и туризма. Согласно статистике, опубликованной на сайте Cultural Heritage Statistics, проекты по сохранению культурного наследия привлекли более 50 миллионов онлайн-посетителей в прошлом году, что свидетельствует о растущем интересе к культуре Кавказа.

Таким образом, фильмы о Кавказе играют важную роль в сохранении и развитии культурного наследия региона, способствуя его пониманию и оценке на международном уровне.

Екатерина Некрасова

Еще: