Предложить материал
  
ГлавнаяКриминалАферыФинансовые пирамиды: несколько фактов о самой быстрорастущей индустрии мира

Финансовые пирамиды: несколько фактов о самой быстрорастущей индустрии мира

Если у вас есть подруги на Facebook в возрасте от 18 до 60 лет, то вы, вероятно, регулярно получаете предложения от «независимых продавцов» косметики, ювелирных украшений, эфирных масел и тому подобного. Эти люди — части огромной схемы, которая работает прямо сейчас и в которую входят 10 миллионов человек в США и 20 миллионов по всему миру, если верить статистике по компаниям многоуровневого маркетинга, или MLM.

Идея этих компаний крайне проста: они продают вам некие продукты, а вы затем перепродаёте эти продукты своим друзьям или родственникам. Кроме того, вы сможете заработать больше денег, если привлечёте других продавцов (ваших «подчинённых») и будете получать процент с их продаж. На первый взгляд, всё выглядит прекрасно, на самом же деле подобные схемы лучше обходить стороной.

1. Они дурачили людей всегда

В настоящее время прибыль MLM составляет 30 миллиардов долларов в год. И всё-таки ни один из реальных продавцов, задействованных в этой схеме, не зарабатывает серьёзных денег.

Схемы эти существуют столько же, сколько существуют и прямые продажи. Торговцы давным-давно поняли, что деньги зарабатывать намного проще, продавая часть товара оптом тем, кто затем возьмет на себя всю тяжёлую работу по их перепродаже конечным потребителям. То есть компании прямого маркетинга существуют уже тысячи лет.

Но окончательно эта бизнес-модель сформировалась, когда в 1919 году появился Чарльз Понци со своей знаменитой схемой, в которой старым инвесторам платили деньгами, полученными от новых инвесторов. Наконец в 1930 году Карл Ренборг запустил компанию Nutrilite, в которой сочеталась философия прямых продаж и схема Понци, создав таким образом многоуровневый маркетинг.

Чарльз Понци

Одна из причин, по которой люди участвуют в нём на протяжении десятилетий, — это методы вербовки, используемые MLM-компаниями.

В сетевой бизнес привлекают людей, для которых важно чувство общности, принадлежности к коллективу, важны личные отношения. Но если вдруг вы решите выйти из этого «бизнеса», все эти факторы будут использованы против вас. Люди соглашаются терять собственные деньги, лишь бы не допустить разорения своих друзей и сохранить всю созданную уже структуру. Некоторые семьи, члены которых попали в MLM-компании, отчаиваются настолько, что нанимают специальных людей, которые помогают вырвать родственника из лап пирамиды. Примерно то же самое происходит и в религиозных сектах.

2. Они, как правило, почти легальны

Между пирамидой и MLM много общего, хотя есть и определённая разница, поэтому мы используем эти понятия практически как синонимы.

Однако финансовые пирамиды в большинстве стран незаконны, в то время как MLМ-компании во многих странах разрешены. И все, от участников пирамид до людей, принимающих законы, до сих пор не могут понять, где проходит граница между MLM-компанией и финансовой пирамидой. В результате возникает множество судебных исков.

Совсем недавно компания Herbalife согласилась удовлетворить предъявленный ей коллективный иск на сумму 15 миллионов долларов, в котором высказывались претензии к методам её работы, из-за которых компания стала очень похожа на финансовую пирамиду. И даже после того как сумма была выплачена, у Федеральной торговой комиссии остался ряд вопросов к руководству.

MLM-компании не подчиняются общепринятым стандартам бухгалтерского учёта. Так что вербовщик компании на вопрос о размерах своего заработка может назвать вам какую угодно цифру. И эта ложь — часть бизнес-модели MLM-компаний.

Как только компания достигает насыщения рынка в какой-то одной области, у неё появляются «дочерние» компании под новым брендом, несмотря на то что в них часто работают те же самые люди. К примеру, компания Nu Skin также известна как IDN, Big Planet, Pharmanex и Photomax. И всё это совершенно законно!

3. Некоторые из них — действительно зло

Пользуясь тем, что законы в США и других странах плохо регламентируют всё, что связано с MLM-компаниями, их руководство может делать всё что пожелает. И делают они, как правило, плохие вещи.

Например, в Китае члены группы, занимающейся спасением людей из финансовых пирамид, подверглись нападению, которое было организовано главарями этих преступных схем.

В Албании две трети населения страны инвестировали свои деньги в пирамиду, работающую по схеме Понзи, появившуюся с молчаливого согласия правительства. В 1997 году это привело к беспорядкам, после которых люди потеряли все свои деньги.

А в США действуют по-настоящему страшные MLM-компании.

Компанию Amway из-за невероятной преданности её участников и правохристианской направленности называли по-разному, от секты до «частной политической армии». Разумеется, политические и религиозные взгляды ещё не преступление, а вот клевета на конкурентов — несомненно да.

На протяжении последних двух десятилетий некоторые дистрибьюторы Amway упорно распространяют слухи о том, что компания Proctor & Gamble является сатанинской, просто потому, что Proctor & Gamble продаёт массу конкурирующей продукции. Всё это достигло кульминации в 2007 году, когда Proctor & Gamble получила компенсацию в размере 19,25 миллиона долларов за убытки в бизнесе, к которым привели подобные слухи.

А помните, как в прошлом году все волновались из-за вируса Эбола? Твиты продавцов эфирных масел, работающих в двух MLM-компаниях, doTERRA и Young Living, гласили, что их масло может помочь в «лечении симптомов лихорадки Эбола». И хотя потом у этих компаний хватило ума заявить, что они никогда не говорили ничего подобного, другая MLM-компания, Natural Solutions Foundation, поддержала их изначальное заявление, и сообщила, что продукты этих двух компаний «эффективно убивают вирус Эбола».

4. Насыщение рынка происходит быстрее, чем вы думаете

 Хизер Локлир
Хизер Локлир

В 80-е годы актриса Хизер Локлир продавала шампунь от Faberge Organics и убеждала всех попробовать его. А затем рассказать об этом двум своим друзьям, чтобы они тоже могли рассказать двум своим друзьям, «и так далее, и так далее, и так далее». Идея состояла в том, чтобы постепенно каждый человек в мире начал использовать этот удивительный шампунь.

Вскоре в одном месте появляется множество людей, продающих одно и то же.

Даже если вы живёте в относительно большом городе, то пройдёт совсем немного времени, как этот город окажется наводнён людьми, продающими ваш продукт. Цену на него определяете не вы — значит, вы не можете предлагать на него скидки, которые позволили бы превратить это соревнование в нормальный бизнес, а следовательно, вам приходится со всеми играть на равных.

И выиграть в этой игре не сможет никто, поскольку…

5. Никто не зарабатывает

Давайте заключим пари. Если вы сможете заработать деньги в какой-нибудь MLM-компании, я дам вам 100 долларов. Если же вы получите убыток, то 100 долларов отдадите мне вы. Знаете, сколько денег у меня появится через год, если верить одному правительственному отчёту? 9800 долларов.

Потому что к тому моменту 99 из вас уже заплатят мне, а рассчитаться мне будет нужно лишь с одним из вас. Согласно этому отчёту, даже в азартных играх вероятность получения прибыли выше, чем при работе по схеме MLM.

Из всех продавцов компании Herbalife 99,92% теряют свои деньги. Даже после того как они наконец выходили из игры, у них ещё оставалось огромное количество непроданных товаров. А компания отказывалась принимать товары обратно.

Так что, пожалуйста, учтите ошибки тех, кто уже обжёгся.

Рассказать друзьям:
Фактрум в Телеграме

Анекдот про парня, который нашёл себе новую работу

Как-то один паренёк потерял работу и долго не мог найти новую

Наш канал в Яндекс.Дзене

Каждый день новые нарративы и истории!

Вещи покойника: что можно и чего нельзя делать согласно православию

Анекдот про мальчика и летающего мужика

На детской площадке сидит мальчик и во что-то увлечённо играет...

Почему Менделееву не дали Нобелевскую премию за его гениальную таблицу?

Анекдот про визит одного мужика к урологу

Мужик приходит к урологу, и доктор его спрашивает

Засосье — деревня, которая опустела в одночасье

Символы и знаки, которые мы понимаем неправильно

Даже привычные и понятные символы имеют скрытый подтекст, а смысл некоторых чудовищно искажён

Анекдот про еврейского дедушку и игрушку для внука

В одной еврейской семье дедушка пообещал внуку при их следующей встрече купить ему новую игрушку

Фактрум в Одноклассниках

Ежедневная порция уморительных шуток!

Александра Коллонтай — секс-символ революции

Анекдот про смену власти в СССР

Советский Союз, накануне демонстрации 7 ноября рабочие на фабрике готовятся к шествию

Чем занимаются смотрящие на зоне

Живьём «замурованная» в отеле на 24 года

Анекдот про женщину, прожившую в браке 40 лет без единой ссоры

Известная газета берёт интервью у одной женщины

Почему обманутых мужей называют рогоносцами