«Надежды не осталось ни у кого»: как маленький Ростропович чуть не лишился блестящей карьеры
В детстве с великим российским виолончелистом Мстиславом Ростроповичем произошёл несчастный случай. Будущий народный артист и лауреат государственных и международных премий рос в семье музыкантов и с трёх лет обучался игре на виолончели. Занятия ему очень нравились, маленький Слава показывал многообещающее дарование. Однако рос он непоседливым ребёнком (эта черта — энергичность и непоседливость — была свойственна Ростроповичу и во взрослом возрасте) и однажды вскарабкался на табуретку и встал на ней «ласточкой». После чего со всего размаху шлёпнулся на пол и сломал кости запястья правой — смычковой — руки.
Плачущего ребёнка отвезли в больницу и загипсовали руку. Однако врачи не смогли толком вправить кость и она срослась неправильно, «ступенькой», и почти не двигалась. В больнице родителям Ростроповича дали список упражнений лечебной физкультуры и объяснили, что, при условии регулярных занятий, со временем кисть начнёт немного двигаться, но прежняя подвижность, необходимая для игры на инструменте, не вернётся. С тем Славу и выписали домой.
Все планы родителей на будущее Славика рухнули. Надежды на блестящую музыкальную карьеру не осталось в семье ни у кого… кроме самого пострадавшего. День за днём ребёнок, превозмогая боль в руке, часами трудился, выполняя предписанные упражнения, а если его пытались отвлечь от этого занятия, плакал вплоть до истерики. «Мне нужно заниматься! — кричал бедный малыш — Мне нужно заниматься, а она не двигается!!!» И он продолжал трудиться до тех пор, пока однажды рука не ухватила смычок.
Час за часом, день за днём терзал маленький Ростропович несчастную руку, кости которой так и остались на всю жизнь торчать «ступенькой» в месте перелома. Подвижность вернулась, но рука не могла удерживать виолончель обычным образом: инструмент необходимо было ставить на шпиль почти вертикально, а не под наклоном, как принято. При этом смычок Маэстро держал таким особенным образом и извлекал с его помощью настолько необыкновенные звуки, что другие музыканты, как ни пытались скопировать его манеру игры, неизменно отступались от этой задачи как от невыполнимой.
«Меня часто спрашивают, как добиться подобной манеры, — рассказывал позже Ростропович, — Только опоздали вы, ребята: для этого надо было не просто руку сломать, но и побывать в руках советских эскулапов!» Врачей «страны победившего социализма» он, по понятным причинам, недолюбливал.
Читайте также: «Листомания»: почему Ференц Лист сводил фанатов с ума и как ему удалось стать первой звездой в истории