Женщины Марины Цветаевой: кого любила замужняя поэтесса?
Цветаева была натурой внешне сдержанной, но влюбчивой и увлекающейся, и не секрет, что среди её многочисленных увлечений были женщины. Не всегда эти увлечения заканчивались романом, но Цветаева всё равно любила их, своих муз, восхищалась и посвящала им стихи.
Фактрум предлагает вспомнить о двух пассиях поэтессы, наиболее сильно повлиявших на её творчество.
По странному стечению обстоятельств они обе носили имя Софья, но в остальном разительно отличались друг от друга и оставили в душе поэтессы разный след.
Первой нетрадиционной любовью Марины Цветаевой стала поэтесса и переводчица Софья Парнок. Они познакомились в октябре 1914 года в московском особняке писательницы Аделаиды Герцык. Это было одно из популярных мест Москвы, где собиралась вся местная богема: поэты, писатели, художники, актёры и музыканты.
О вечере знакомства у Цветаевой остались очень подробные воспоминания, вплоть до музыки и аромата духов. Позднее она опишет первое впечатление, которое произвела на неё Софья, и её стихотворение «Подруга» будет поразительно детальным. Знакомство двух поэтесс состоялось благодаря чьей-то шутке. Кто-то сказал: «Знакомьтесь, господа», — и Софья приняла правила игры: поцеловала Цветаевой руку и поднесла спичку, когда та собралась закурить.
Их роман был страстным и бурным. Цветаеву привлекало сочетание силы старшей подруги (Парнок была старше на семь лет) и, в то же время, беззаботности и лёгкости, с которыми она шла по жизни. Эта любовь едва не разрушила брак поэтессы: муж Цветаевой Эфрон старался не попадаться парочке на глаза, а затем и вовсе уехал на фронт работать в госпитале, не выдержав напряжения. Но поэтессе было всё равно — она влюблена и счастлива. Софья сыграла роль музы для Цветаевой и вдохновила её на создание новых стихов.
Однако обе женщины чувствовали, что вечно так продолжаться не может. Ревность, непонимание и охлаждение былой страсти наступило быстро и неожиданно, а страсть превратилась едва ли не в ненависть. И когда Цветаева в 1933 году узнает о смерти своей возлюбленной, то останется невозмутима. Впрочем, это внешне. Кто знает, что на самом деле творилось в её душе?..
Вторая любовь вспыхнула в 1919 году к известной актрисе театра Вахтангова Софье Голлидэй. В этот раз всё вышло наоборот: Цветаева была старше своей возлюбленной, и её чувство было похоже на то, которое испытывает старшая сестра к младшей. Любовь оказалась взаимной — женщины искренне восхищались друг другом. Цветаева — тем, как ребёнок, «Инфанта», на сцене перевоплощается в холодную и властную даму, а Голлидэй — творчеством поэтессы и ею самой: «Перед вами, Марина, перед тем, что есть — вы, все ваши стихи — такая чу-уточка, такая жалкая кроха».
Их любовь тоже не продлилась долго, но в отличие от отношений с Софьей Парнок, не было ни ревности, ни непонимания, ни ссор: всё закончилось как-то само собой. Просто в один момент Голлидэй уехала на гастроли и не вернулась обратно. Не было ни слёз, ни выяснения отношений: и поэтому в душе поэтессы «инфанта» Сонечка Голлидэй оставила куда более добрые и тёплые воспоминания.
К сожалению, актриса тоже не прожила долго. Запущенный рак желудка забрал Сонечку в 1935 году, но Марина Цветаева, которая в то время жила в эмиграции, узнала об этом намного позже, спустя два года. Узнала и написала проникновенную «Повесть о Сонечке», желая увековечить память своей любимой.
Читайте также: Поэты и писатели, предсказавшие собственную смерть
Ещё: «После Пушкина»: как сложилась судьба Натальи Гончаровой после гибели поэта