История 07.02.2019  

Назначение чёрных ламп во время Второй мировой войны

Со времён Второй мировой войны сохранились интересные артефакты. Лампочки, покрытые плотным слоем чёрной краски. Первая ассоциация сегодня — экономия электричества. В середине XX века лампы связывали с ужасом, который вселяла фашистская армия в души людей.

Как ни странно, Европа с помощью подобных ламп успешно боролась с Люфтваффе — авиацией Третьего Рейха. Были и другие чудо-лампы.

Лампочка покрытая плотным слоем чёрной краски

Воздушная тревога

1 сентября 1939 года европейские страны приняли положение о соблюдении светового режима. Согласно документу, города обесточивались, лишь только звучал сигнал воздушной тревоги. В темноте немецким пилотам сложнее было прицелиться.

Горожане использовали лампы малой мощности. Окна жители обязательно закрывали плотной тканью. В полутьме, слушая звуки несущихся самолётов, люди сидели до конца налёта. На улице в этот момент лучше было не оставаться. Фонари в одну секунду гасли. На город опускалась кромешная тьма.

Самой большой проблемой были заводы и магазины. Закрыть тканью огромные окна на фабриках невозможно. Краска трескалась от солнца в дневное время. Магазины обнаруживали себя всякий раз, когда входили и выходили покупатели. В безвыходной ситуации английские инженеры придумали светомаскировку.

Чёрные лампы Второй мировой

Жителям раздали абсолютно чёрные лампы. Незакрашенным оставался лишь маленький кусочек на верхушке стеклянного купола. Когда такая лампа горела, она давала узкий пучок света, направленный вниз. Освещения хватало, чтобы заниматься повседневными делами. С улицы свет стал менее заметным.

Лампы очень быстро нагревались. Однако у горожан не было выбора. Подобные лампы существенно снижали риск обнаружения домов немецкими пилотами. Даже свет свечи, направленный вверх, пилот Люфтваффе мог увидеть за милю.

Умение хорошо видеть в темноте — главный критерий при отборе в военно-воздушные силы Германии. Кроме того, пилотов буквально учили летать в темноте. Однако у англичан были и другие светотехнические новшества, спасающие от авианалётов.

Чёрная лампочка против ночных авианалетов

Чудеса светомаскировки

В докладе, опубликованном в «Lima News» в октябре 1941 года, подняли главную проблему выключения света. Временное затемнение, или, как за рубежом его называли «блекаут» (blackout), — внезапное выключение света), не спасало города, расположенные у рек. Немецкие пилоты отлично знали местность. Лунный свет, отражавшийся от водной глади, выдавал изгибы реки. По памяти пилоты распознавали район города. И сбрасывали бомбы.

Кроме того, полное отключение привело к другой проблеме. На тёмных улицах часто случались аварии. В общем итоге ущерб был не меньшим, чем от бомбардировок. Вместо того, чтобы прятаться от авиации, английские инженеры ослепляли пилотов.

На крыши высотных зданий устанавливали прожекторы. Устройства выдавали очень яркий свет. Монтировали прожекторы по определённой схеме. В результате город накрывал световой «купол». Пилот уже не мог точно прицелиться. А вот сверху из-за подсветки его было отлично видно. Это предоставляло английской авиации шанс перехватить бомбардировщики.

Авианалёт во время Второй мировой войны

Бесполезные авианалёты

В дополнение к ослеплению и чёрным лампам города использовали обман. Часто военные специально поджигали объекты недалеко от города. Когда немецкий пилот видел всполохи огня, например в сарае, он не задумываясь сбрасывал бомбу. Таким же образом иногда специально оставляли освещение.

В 1941 году во время войны с японской авиацией в США опробовали другую светомаскировку. На улицах города Линн установили 12 приборов. Прожекторы были установлены так, что освещали 25 футов перед собой. Но свет становился незаметным уже в 100 футах над землёй. Бомбардировщики сбрасывали снаряды с высоты 20 тысяч футов. Ни о каком прицельном огне речи идти не могло.

Читайте также: Толлбой — бомба-землетрясение

Еще: