Почему нагревается электродвигатель
Нагревание двигателя — одна из наиболее частых проблем пользователей. Вопрос актуален и для трехфазных асинхронных двигателей.

Прежде чем решать эту проблему, необходимо понять, при какой температуре можно говорить о перегреве двигателя.
В какой ситуации двигатель можно считать горячим
При температуре +25°С двигатель имеет больший ресурс, чем при 100 градусах. Однако стоит знать, что для большей части электродвигателей +100°С — рабочая температура. У каждого двигателя есть перегрузочная способность, о которой можно судить по таким характеристикам, как класс изоляции и степень превышения температуры.
Показатели температуры +70°С не считаются критичными, но следить за состоянием электродвигателя при таких парамертрах обзательно. Если показатели достигают +100°С, необходимо выяснить причины перегрева двигателя.
Способы измерения температуры
Есть несколько способов измерить температуру:
- Тактильно. Самый простой вариант — потрогать рукой. Если не возникает болевых ощущений, значит температура не выше +60°С.
- Термометром с датчиком. Метод требует определенного умения. Необходимо знать, в каких местах измерять. Это середина корпуса, а также его передние и задние части.
- При помощи встроенных датчиков. Есть модели со встроенными датчиками температуры Если такие устройства отсутствуют, можно установить их самостоятельно.
Почему перегревается двигатель
Есть несколько причин перегрева. Целесообразно разделить их на разные группы.
Механические:
- Речь идет о высокой механической нагрузке на валу. Ее вызывает заклинивание механических частей, попадание в механизм посторонних элементов.
- Износ механизмов. В первую очередь подшипников. Важно обнаружить эту неисправность на раннем этапе, иначе повреждение ротора и корпуса неизбежно.
- Повреждение двигателя. Если нарушается соосность подшипников, это вызовет их перегрев.
- Недостаток охлаждения. Двигатель охлаждается с помощью крыльчатки обдува: если она сломана, перегрев неизбежен.
Электрические:
- Перекос фаз или изменение показателей питающего напряжения. Асинхронные механизмы особенно чувствительны к параметрам питающего напряжения. Даже отклонение в 5% значительно повышает нагрев, а если показатели превышают 10%, дальнейшая эксплуатация двигателя опасна.
- Исчезновение фазы. Крайний случай описанной выше ситуации. Возникает в результате обрыва в линии или пусковом устройстве.
- Нарушение схемы. Причина — ошибки в схеме запуска или небрежность технического персонала.
- Замыкание в обмотке. Бывает межвитковым или межфазным. Определяется с помощью омметра.
Что делать при перегреве
Если электродвигатель нагревается в процессе работы, требуется его диагностика.
Алгоритм действий следующий:
- Определить температуру. Если показатели критические, обесточить двигатель.
- Прислушаться к посторонним звукам — треску, скрежету. Если звук возникает в механике привода, нужно остановить оборудование провести ремонт узла. Если звуки исходят из двигателя, то скорее всего, потребуется заменить подшипники.
- Проверка фаз с помощью токовых клещей. Если ток повышен, мы имеем дело с перегрузкой, если есть перекос фаз, возможно замыкание.
- Проверка воздушного охлаждения. Если с ним проблемы, чистим крыльчатку.
Меры защиты
Наиболее действенный способ предотвратить перегрев — обнаружить его на ранней стадии. Если двигатель не оснащен датчиками, то помогут автоматы защиты. Такие функции встроены также в преобразователи частот. Применение реле защиты позволяет контолировать показатели напряжения и чередование фаз.