К чему мы готовим детей?
Фактрум публикует текст из блога Димы с небольшими сокращениями.
Звонок.
— У вас есть подготовительные группы?
— Подготовительные… К чему?
— Как к чему? К школе, конечно…
Ах да, как же я мог забыть… точно! Ведь нужно готовиться! Всё время — готовиться. В детском саду — к школе, в школе — к университету, в университете — к будущей работе… И так далее, пока, наконец-то не наступает пора начать подготовку к отдыху в лучшем мире.
Воистину восхитительный продукт мы предлагаем детям (а заодно и самим себе): подготовка к жизни вместо самой жизни! Головокружительная подмена, начисто лишающая человека настоящего.
Что же это мы? Так и хочется закричать, что есть силы: «Ребята, нас опять обманули!» Да-да, обманули, причем на этот раз на редкость жестоко и цинично. И, что особенно обидно, как и во всех подобных случаях, мы сами поддержали этот обман — в надежде на дополнительное удобство, дополнительные преференции в отношениях, дополнительный покой. Что может быть слаще иллюзорных надежд!..
«Занимайся, сынок, потом благодарен будешь!» Когда это — потом? Кому сынок будет благодарен? За что? Не за то ли, что в настоящем он вынужден был под нажимом выбрать не то, чего хочется, что кажется важным в данный момент, а эфемерное и зыбкое будущее? Где вы, потратившие 30% своего детства на занятия игрой на скрипке? Отчего не слышно вашей музыки?
Сейчас потерпи — потом поймешь, сейчас выучи — потом пригодится, сейчас сделай то, чего не хочется, это ведь ради… Да и вообще — готовь сани летом. Даже ценой удовольствия от этого лета. Даже если зима никогда не настанет.
В чем выражаются результаты непрекращающейся, навязываемой, сжигающей самую суть детства, подготовки? В поступлении в ВУЗ? В получении достойной должности в будущем? Неужели вы и вправду думаете, что без школы, но с пониманием собственной мотивации — чего я хочу здесь и сейчас — поступление (или, напротив, сознательный отказ от поступления) были бы невозможны? Что соответствие самому себе в будущем невозможно, если всё детство человека заставляли быть кем угодно, только не самим собой?
И все это в непрекращающейся попытке доказать самим себе, что эта подготовка и называется жизнью, что иначе и быть не может. Именно на этой попытке самоубеждения, кстати, и зиждется миф о будущей детской благодарности. Ведь отказавшись от него, пришлось бы в чем-то признаваться, что-то менять. А менять мы, извините, не обучены — мы умеем только готовиться к изменениям…
«Если бы меня не заставляли, я бы…» Я бы — что? Возможно, выбрал бы другую профессию? Другой образ жизни? Вокруг меня оказались бы другие люди? Это плохо? Страшно? Что вообще это доказывает? Вечная полудохлая синица в руке…
Поразительно, но именно следуя этому навязанному подходу, мы часто не замечаем ни их роста, ни их новых стремлений, ни их открытий, и сами со временем начинаем провоцировать их не замечать нас…
Если спросить у родителей, каким они хотят видеть своего ребенка в будущем, большинство ответит «хочу, чтобы был счастлив, хочу, чтобы был добрым, отзывчивым, спокойным» и пр. Так отчего же мы так торопимся прервать их — с возрастом все более редкие — моменты счастья и покоя? Отчего если мы видим, например, как человек с удовольствием собирает конструктор (мечтает, рисует, смотрит мультфильм) , мы так часто повторяем «Пойди займись чем-то полезным». Ведь он уже занят этим самым «полезным». Этот страх, что время уйдет безвозвратно, мучает нас с каждым днем все больше и больше. Мучает потому, что мы и сами подсажены на эту сплошную подготовку к жизни.
Пока мы учимся, как с ними взаимодействовать и осознаем правильность выбранного пути, у них, представьте, безвозвратно проходит детство. Для нас три года могут показаться мгновением, а для них — это бОльшая часть сознательной жизни (если, к примеру, им шесть или семь). И никакие разговоры о том, что у них «вся жизнь впереди», совершенно не помогают, да и кто знает, что там — впереди…
Помните, в «Весенних перевертышах Владимира Тендрякова размышления про кошкино время? Про то, что у кошек и у людей время разное? Так вот, у взрослых и у детей время тоже совсем-совсем разное! Мы снова катастрофически не совпадаем. А они все равно готовы ждать, пока мы научимся, готовы помогать нам меняться, готовы прощать…
Только вот очень трудно ребенку бывает понять, как свести концы с концами, если вся жизнь впереди, но её никак не догнать…
Как-то мальчику по имени Лева задали сакраментальный вопрос: «Кем ты будешь, когда вырастешь». И он, не задумываясь, ответил: «Большим Левом». Понимаете? Он даже представить себе не может, что ему еще только предстоит кем-то стать — он ведь уже есть!
Это представление мы и разрушаем старательно, пока не разрушим вовсе, не сделаем их и в этом пункте себеподобными. Отчего? От страха? От обиды? От ненависти к самим себе?
Давайте-ка кончать с этим. Дети ведь и тут могут помочь — протянуть руку и вывести нас из этого нескончаемого лабиринта. Они-то как раз живут именно здесь и сейчас. Нам остается просто заметить эту протянутую руку и начать быть с ними. Прямо сейчас. Знаете, они ведь такие классные! Да и мы, честно говоря, тоже.
Читайте также — «Изнасилование на пятёрку»: зачем нам нужны школьные оценки
- Воображаемые счёты: сложные вычисления «на пальцах»
- Главный навык, который следует прививать ребёнку — самоконтроль
- 10 правил, по которым самая известная пара Голливуда воспитывает своих детей
- 10 фактов о воспитании детей, в которых заключено всё самое важное
- 7 ошибок воспитания, которые мешают детям добиваться успеха