Бизнес   

Регистрация бренда: зачем нужна и как её сделать

Алиса, будучи самозанятой, вела успешную предпринимательскую деятельность по продаже мягких игрушек под брендом «Планета попугаев». Со временем ей пришла в голову мысль начать сотрудничество с маркетплейсом «Wildberries». Только одного не учла Алиса: с «Вайлдберис» уже работала «Планета попугаев» — ИП, принадлежащее другой владелице. Причем владелица зарегистрировала название своего бренда в Роспатенте, а самозанятой Алисе это в голову не пришло. Конкурентка подала жалобу, и в итоге Алисе пришлось выплачивать штраф и компенсацию, а также менять название собственного бренда, что, разумеется, совсем не пошло на пользу её бизнесу. И такие истории происходят, к сожалению, очень часто.

Фото: Ryan Stone / Unsplash

Чтобы подобного казуса не случилось с вами, следует заранее позаботиться о регистрации собственного бренда — стоимость регистрации куда ниже штрафов и судебных издержек, а также выплат компенсаций и ребрендинга, который нередко становится «убийцей» успешного бизнеса.

Сначала убедитесь, что ваш бренд — уникален

Бренд, или, другими словами, товарный знак — это ваше отличительное обозначение, «лицо» вашей компании. Бренд должен быть уникален и, желательно, не похож ни на какие другие бренды. Товарный знак служит для различия между продукцией различных производителей и помогает покупателям сориентироваться. Ваше наименование и логотип будут работать вам на пользу, если они будут запоминающимися и оригинальными. Полезно заранее проверить товарный знак онлайн.

Пользоваться чужими брендами — значит, вредить себе, в то числе финансово. Так, в 2018-м году суд аннулировал бренд «Умка», зарегистрированный производителем электрических товаров, по заявлению изначального владельца этого названия — киностудии «Союзмультфильм».

Патентование полезных моделей

Для сотрудничества с маркетплейсами важно знать, что такое «полезная модель». Полезные модели, по определению, это объекты патентования, которые представляют собой некое техническое решение к уже имеющемуся на рынке устройству — например, чехол для iPhone со встроенной беспроводной зарядкой является полезной моделью.

Поскольку полезные модели составляют значительную часть товаров, реализуемых на маркетплейсах, их необходимо патентовать, чтобы дело не закончилось, опять же, штрафом.

Четыре шага, которые необходимо сделать, чтобы зарегистрировать свой товарный знак

Чтобы получить необходимое для ведения бизнеса под собственным брендом свидетельство Роспатента о регистрации товарного знака, нужно предпринять следующее:

  1. Уплатить государственную пошлину, минимальная сумма которой составляет 33 000 руб за один класс МКТУ;
  2. Заполнить заявку на официальном сайте Роспатента, предварительно собрав требуемый пакет документов, а именно — описание наименования, перечень классов МКТУ, квитанцию об уплате пошлины и, собственно, само заявление;
  3. Отправить свою заявку через Госуслуги (при наличии ЭЦП), либо через сайт Роспатента, либо по электронной почте;
  4. Дождаться выдачи вам свидетельства о регистрации товарного знака.

Готово! Теперь штрафы и суды за использование чужих брендов вам точно не грозят.

Еще: