Реклама 15.02.2016  

Обзор софтверного рынка в России

Многие утверждают, что 2015 год был тяжелым. Но, как выяснилось, не для всех. Ряд софтверных компаний, по словам их представителей, загружены работой на несколько месяцев вперед и за новые проекты взяться не могут.

С падением курса рубля стала закономерна переориентация поставщиков услуг на зарубежный рынок. Продавать за доллары стало еще выгоднее. Ряд компаний (АС, Enterra, Itransition) даже своим соотечественникам делают коммерческое предложение в иностранной валюте. Что ж, утверждение, что в борьбе с угрозами появляются новые возможности, — верное.

Еще одна особенность. Все чаще в компаниях предпочитают не тратить время на разговоры, а сразу получить письменный запрос. Правильная, на наш взгляд, тенденция. Общение документируется, заказчик представляется и четко формулирует свои пожелания, а диалог после письменного описания задачи или отправки ТЗ становится предметнее.

В небольших компаниях функции продаж и работы с клиентами выполняет директор или собственник бизнеса, то есть самый заинтересованный в успехе работы сотрудник. Все процессы в таких компаниях происходят в разы быстрее, а информация выдается самая достоверная.

Вообще российский рынок информационных технологий характеризуется довольно большим предложением. Точнее, поисковая выдача показывает множество презентабельных сайтов. Но при попытке установить контакт становится понятно, что не все оправдывают свое представительство в сети. Например, в некоторых компаниях нет специалиста, который может ответить на вопросы потенциального заказчика. Секретарь записывает номер телефона, обещая перезвонить, однако, обратный звонок не всегда происходит. А в некоторых организациях вообще не берут трубку.

Тем не менее, все специалисты, с которыми удалось пообщаться, демонстрируют прекрасные коммуникативные навыки и довольно высокий профессионализм. Правда, впоследствии не все выполняют свои обещания и могут не ответить на повторный запрос. Но первое впечатление очень хорошее.

Если же комплексно оценить поведение менеджеров (грамотная профессиональная речь, выполнение обещаний по срокам), то по 10-балльной шкале средняя оценка составляет 6,6. Для сравнения, в 2011 году она равнялась 8,2.

Что касается цен, то практика показала, что те, кто в первом диалоге может назвать стоимость часа работы программиста, и впоследствии дают адекватную и довольно точную оценку. Это очень приятно. Люди знают себе цену и не скрывают ее. Они уверены в своей компетентности, имеют хорошую загрузку специалистов и не боятся здоровой конкуренции. 1424 руб./час — средний по стране рейт разработчика. Отметим, что в конце 2011 года эта цифра составляла 1141 руб./час.

2

После первого разговора следует просьба оценить проект. Компании делают свои коммерческие предложения с разной скоростью. Довольно самодостаточное задание в некоторых компаниях оценивается в тот же день, а у других вызывает ряд уточняющих вопросов. Проанализировать удалось предложения примерно половины участников исследования. Оценки одного и того же проекта разнятся порой весьма существенно. В коммерческом предложении видна стоимость часа работы уже целой команды, которая, как правило, включает несколько программистов (в том числе ведущего), менеджера проектов, тестировщика, дизайнера и иногда архитектора. Средняя по стране стоимость часа работы команды — 2009 руб./час.

Таким образом, российские софтверные компании можно разделить на несколько групп.

Первая группа. «Голос густой, а внутри — пустой». Красивый интерфейс, но нет даже человека, способного принять входящий звонок. На такие фирмы даже потратить время напрасно не получится, что, в принципе, неплохо. Возможно, это произошло случайно, но UseTech, Софтреактор и СимбирСофт попали в эту категорию.

Вторая группа. Качественный сайт, вежливый менеджер на телефоне, однако дальше первого разговора дело не идет. Просьба оценить техзадание остается без ответа. В нашем случае так поступили представители Belitsoft, Информикус, Pharus.

Третья группа. Здесь все отлично. Профессиональный менеджер на телефоне, быстрая оценка технического задания, ответы на уточняющие вопросы, ненавязчивый звонок спустя неделю с момента отправки предложения. В Арсис, QSOFT, Студия интернет-решений «Сибирикс», Центр разработки программного обеспечения EDISON, DosLab рабочий процесс строится таким образом.

Четвертая группа. «Не для простых смертных». Сюда попали гиганты типа Luxoft и Рексофт. Они точно существуют, но звонки по номерам телефона, указанным на сайте, и запросы, сделанные через сайт, остались без ответа. Значит, недостатка в заказах нет.

Приятно осознавать, что компаний, которые можно отнести к третьей группе, большинство. Конечно, они отличаются численностью специалистов, географией и ценами. Но главное не это, а то, что в них трудятся умелые и ответственные люди, которым можно доверить выполнение проекта, причем с любым бюджетом.