Россия 03.02.2019  

Подпольное изготовление икон для староверов

Конфликт между священниками-реформаторами и старообрядцами в XVII веке достиг предела. Последние, например, сжигали себя заживо в знак непримиримости с новыми обрядами.

У староверов и православных священников были разные книги и разные иконы. Людям, не принявшим церковную реформу, приходилось добывать изображения святых с боем: за продажу или покупку атрибутов старой веры отступников казнили.

Старообрядческая икона

Церковная реформа патриарха Никона

В XVI веке церковный раскол начался из-за исправления книг. Реформаторы хотели переделать писания на греческий манер и укрепить таким образом связь с восточными церквями. После того, как патриархом в России избрали митрополита Никона, началась жёсткая борьба со старыми обрядами.

Крещение двумя перстами заменили на троеперстное крещение. Вместо одноголосого пения провозгласили многоголосое партесное. Также в церкви священникам разрешили зачитывать проповеди собственного сочинения. Раньше подобные поступки считались грехом. Однако главные реформы коснулись иконописи. Образы, созданные не по греческим, а по католическим канонам, беспощадно уничтожались.

Реформы носили обязательный характер. Не удивительно, что часть верующих отказалась подчиниться указам патриарха. При этом старообрядцы не себя считали отступниками, а видели предательство в государственных реформах.

Жуткое последствие раскола — гари. Старообрядцы предпочитали сгорать заживо целыми общинами. В 1672 году в Палеостровском монастыре на такую крайность пошли 2700 человек.

«Церковный cобор. 1654 год. Начало раскола».  А. Кившенко
«Церковный cобор. 1654 год. Начало раскола». А. Кившенко

Иконы старообрядцев: бизнес на вере

За изготовление старообрядческих икон в XVI-XVII веках можно было угодить в тюрьму или на плаху. Однако оставались ремесленники и торговцы, готовые мириться с риском ради наживы. Главными поставщиками старообрядческих икон были офени — пронырливые торгаши и члены подпольной организации. Тайное общество офеней имело своих людей везде. Именно поэтому торговцев было очень сложно поймать.

Внутри общества продавцы икон делились на две категории: «мазыки» и «боготаскатели». Первые рисовали образы самостоятельно или, как тогда говорили, мазали иконы. «Боготаскатели» специализировались на скупке и перепродаже икон. Для этого они посещали Палех, Мстер и Холуй, где приобретали изображения почти за бесценок. Продавали, само собой, с огромной наценкой.

Как провозились иконы староверов?

Для того, чтобы ввезти подпольные образы в город, требовалось пройти досмотр. Как правило, «мазыки» и «боготаскатели» оформляли документы на небольшую партию новоправленных икон — не более 20 образов. Это отвлекало внимание полицейских.

В повозках они прятали огромные партии нелегальной продукции. Один офеня запросто мог провезти за раз до 200 старообрядческих икон. Иногда количество подпольно изготовленных изображений доходило до нескольких тысяч.

Офени отлично знали рынок сбыта. Например, староверы, которые причисляли себя к «австрийскому священству», ценили иконы «под Новгород». У «поморцев» особенно ценилось «северное» или «строгановское» письмо. Ради сбора обширной информации о предпочтениях покупателей офени проникали во все городские структуры. К тому моменту, когда власти осознавали масштаб проблемы, офени бесследно исчезали.

Читайте также: Почему православные и католики крестятся по-разному

Еще: