Россия 14.04.2019  

Царь-танк — оружие, которое пугало своим видом

В 1915 году на стол императору лёг удивительный проект. Некий инженер Лебеденко предлагал создать монстра. По предварительным расчётам в длину орудие достигало 18 метров. А внутри должно было стоять два авиационных двигателя.

Танк построили, и вид у него был впечатляющий. Через пятьдесят лет Джорж Лукас создал на основе чертежей Царь-танка модели для съёмок «Звёздных войн». Несмотря на то, что выдуманные потомки танка прославились, судьба настоящего Царь-танка сложилась менее радужно.

Царь-танк во время испытаний
Царь-танк во время испытаний

Гигантский танк Лебеденко

Осенью 1915 года Николай II получил странное письмо. Инженер по имени Лебеденко уверял императора, что изобрёл чудо-танк. Его машина должна была переломить ход событий на русско-германском фронте. Вдобавок письмо сопровождалось подробными чертежами и расчётами. В проекте действительно был представлен настоящий монстр: с двумя огромными колёсами и дулом. По подсчётам Лебеденко, новый танк превосходил по характеристикам любую боевую машину в мире. Конечно, император заинтересовался изобретением и даже пригласил конструктора во дворец.

Лебеденко прибыл не с пустыми руками. В дар Николаю II он привёз маленький прототип своего изобретения. «Игрушка» представляла собой трёхколёсную тележку, в которую был встроен пружинный двигатель. Модель отлично передвигалась по ковру, преодолевая и объезжая препятствия. Само собой, император пришёл в восторг от наглядной демонстрации. В результате Николай II одобрил проект и высоко оценил идею конструктора. Лебеденко получил разрешение на строительство боевого монстра длиной почти в 20 метров. При этом Николай упомянул, что лично будет следить за ходом строительства. На реализацию проекта щедрый государь дал инженеру 210 тысяч рублей из собственного кармана.

Боевая машина получила название «Нетопырь». Дело в том, что ещё во время игры-демонстрации Лебеденко и император отметили сходство модельки с летучей мышью. Огромные колёса напоминали крылья. И когда «игрушку» ставили вверх дулом, она действительно чем-то была похожа на нетопыря, свисающего с потолка пещеры.

Лебеденко признававался, что идею «подсмотрел» в Средней Азии. Повозки-арбы, которыми пользовались в то время местные жители, имели огромные колёса. В итоге это натолкнуло конструктора на мысль, что танк с подобными ходовыми частями проедет где угодно. Перед тем, как попасть на аудиенцию к императору, Лебеденко обсудил проект с Николаем Жуковским — «отцом» русской гидромеханики. Кроме того, над боевой машиной работали племянники Жуковского: авиаконструктор Александр Микулин и конструктор Борис Стечкин. Но несмотря на столь звёздную команду инженеров, проблемы у Царь-танка начались сразу после сборки.

Гигантский танк Лебеденко

Чем на самом деле был самый большой танк в мире?

После завершения строительства «Нетопырь» поражал размерами. Высота монстра равнялась трёхэтажному дому. Кроме того, весила машина почти 60 тонн. Внешне танк больше напоминал огромный лафет: станок для артиллерийских пушек. На платформе между колёсами покоились две башенки с пулемётами. По уверению конструкторов, такая громадина, несмотря на свой вес, могла на шоссе разгоняться до 17 километров в час. Для сравнения: максимальная скорость автомобиля в то время едва достигала 60 километров в час. А здесь речь шла о шестидесятитонном гиганте.

Внутри «Нетопыря» билось необычное «сердце». Русский танк подпитывали два немецких мотора «Майбах», которые были добыты в ходе сражений. При этом каждый двигатель имел мощность 240 лошадиных сил. «Майбахи» сняли с подбитого дирижабля. Ни одна машина в мире в начале XX века не имела такой мощности. И именно такая мощность требовалась для того, чтобы колёса «Нетопыря» ломали деревья, как спички.

Царь-танк было решено собирать тайно. В лесу, рядом с селом Орудьево инженеры работали в несколько смен. В результате лес стал запретной зоной. Вокруг места сборки стояли военные. Любая попытка проникнуть за оцепление жестоко пресекалась. Детали для танка изготавливали заводы, размещённые в Хамовниках. У машины была выдающаяся броня — тяжеленные листы стали. Первые тесты показали, что танк обладал невероятной проходимостью. Однако последующие испытания закончились печально.

После того, как строительство было закончено, на машине попытались выехать из леса. Как только танк съехал с бревенчатого настила, начались проблемы. Задний каток угодил в мягкий грунт и намертво застрял. Как вытащить шестидесятитонного монстра из земли? Оказалось, что сделать это невозможно. Мало того, Царь-танк нельзя было и поднять. Оставалось два выхода: оставить чудо техники в лесу или бросить все силы на его модернизацию. Конструкторы придерживались второй точки зрения. Микулин и Стечкин даже взялись за создание нового, ещё более мощного двигателя. Они были убеждены, что с его помощью машина сама себя вытянет из западни. Но смелое решение требовало вложений. А свободных денег на тот момент в казне не было.

Модель царь-танка
Модель Царь-танка

Печальная судьба Царь-танка

Без модернизации у гиганта не было шансов. Всё же «Нетопырь» неоднократно отчаянно пытались вытащить. Два года после завершения строительства огромная дорогая машина охранялась военными. Однако потом власти прикинули, сколько средств тратится на содержание машины. Конвои убрали. Величественная конструкция осталась в лесу в полном одиночестве. В итоге заброшенный и забытый танк ещё шесть лет простоял без движения. Затем громадину просто разобрали на металлолом. Для конструкторов это был сильный удар по репутации. Но, если говорить честно, Царь-танк изначально нуждался в серьёзной доработке.

И дело не только в проходимости. Колёса машины — огромные окружности, соединенные с ходовой частью спицами. Теоретически одного заряда шрапнели было бы достаточно, чтобы переломать эти спицы и обездвижить машину. В случае, если снаряд разбивал ступицу, танк вообще складывался, словно карточный домик. К тому же, колоссальные габариты «Нетопыря» превращали его в прекрасную мишень. Из-за веса его невозможно было быстро перебросить в горячую точку. Таким образом проект изначально был провальным. Почему же тогда высокое руководство так тепло восприняло идею?

В машине не увидели изъянов, так как единых правил проектирования танков в начале XX века ещё не существовало. Деревянная модель с моторчиком резво ездила по полу в Зимнем Дворце. Поэтому никто не мог предположить, что у реального прототипа будут трудности. Вместе с тем, сторонники теории заговора отмечают, что Царь-танк специально «протянули» заинтересованные лица. Ведь если Россия тратила деньги на провальные проекты, у неё оставалось меньше средств на реальные изобретения. Однако версия спорная. Скорее всего, сказалась амбициозность и неопытность конструкторов вкупе с восторженным мнением императора.

Царь-танк — тупиковая ветка танкостроения. Потомки-инженеры не переняли опыт Лебеденко, потому что сочли его бесполезным. Несмотря на это, неудача машины оказала положительное влияние на молодых Стечкина и Микулина. Первый на основе «Майбахов» создал передовой двигатель АМБС-1. Второй, учитывая ошибки амбициозного проекта, впоследствии собрал «сердце» первого реактивного авиалайнера.

Читайте также: Царь-пушка — самое большое оружие, изобретённое в России

Еще: