6 исторических личностей, доказывающих, что любой может стать великим человеком
Всемирная история насчитывает тысячи гениев, которые смогли изменить мир. Фактрум уверен: с рождения потенциальный гений живет в каждом из нас!
Иоганн Гуттенберг (1398 — 1468)
На исторической границе между грозным рычанием неандертальцев и современными цифровыми средствами связи стоял один-единственный человек. 600 лет назад он сумел перевернуть ход мировой истории не взяв в руки ни оружия, ни королевского скипетра.
Отец 15-летнего Иоганна Гейнцфлейша хотел для сына только лучшего — с детства обучал ремеслу ювелира и хлопотал о карьере в королевском монетном дворе. Но процесс плавления серебра навел сообразительного юношу совсем на другую мысль: почему бы не отлить из расплавленного металла шрифт и не использовать его для печати книг? Разве стоят все монеты мира возможности совершить революцию в умах и сердцах? Ради идеи-фикс свободолюбивый сын бросил вызов семье: ослушался отца и отказался от его фамилии, сменив ее на название родового имения.
Иоганн Гуттенберг начал жизнь с чистого листа, во всех смыслах слова. Уехал в Страсбург, где занял солидную сумму денег, чтобы организовать первую типографию. Первым произведением Гуттенберга стала Библия на латыни. Но познать сладкий вкус триумфа с первой попытки ему не удалось. Он не сумел вовремя вернуть долг, и его типография по суду перешла к кредитору, который и сколотил на ней неплохое состояние. У Гуттенберга можно было отнять компанию, но не мечту. Разоренный инженер начал все с нуля, открыл новое крошечное издательское дело и остался в истории как главный популяризатор знаний. Современные стартаперы нервно курят в сторонке.
Иоганн Кеплер (1571 — 1630)
Как поверить в себя и крупными буквами записать свое имя в истории, когда всю жизнь тебя преследует смерть и болезни, а в твой будущий успех не верит даже собственная семья? «Я предпочитаю резкую критику одного умного человека, чем бездумное одобрение масс», — жизненный принцип великого астронома, который помогал ему здраво смотреть на жизнь, не заискивать перед толпой и уверенно двигаться к своей цели (читай — к звездам) несмотря ни на что.
Мальчик из бедной семьи часто болел, не годился для физического труда и был признан самым никчемным сыном. Нападки со стороны родителей и сверстников не сломили дух будущего ученого — его пристальный, любопытный и чуткий взгляд всегда был обращен в небо, ставшее его отдушиной. Когда Кеплер уже стал астрономом, его жена неожиданно умерла, оставив его с двумя маленькими детьми. В то же время его мать обвинили в колдовстве, а главного покровителя — Рудольфа II — сместили с престола. Никто не давал Кеплеру работу.
В 1618 году началась «Тридцатилетняя война», а с ней — голод и скитания. Судьба бывает неблагосклонна и к страстным победителям, и к гениям своего дела, но только те, кто способен пойти ей наперекор, остаются в веках. Главной отрадой для Иоганна Кеплера всегда были его открытия. Трудности не только не помешали, а, казалось, подстегнули ученого сформулировать главные законы движения планет по орбитам, объяснить возникновение приливов притяжением Луны, нагло предположить, что Земля движется вокруг Солнца и навсегда остаться самой заметной фигурой в научной революции 17 века. Это просто космос какой-то!
Барон Драйз фон Зауэрбронн (1785 — 1851)
На протяжении нескольких веков авторство этого сенсационного изобретения оспаривали сотни людей на планете. И проспорили ему одному. Человек, на месте которого мечтал оказаться каждый изобретатель — создатель велосипеда Карл Фридрих Христиан Людвиг фон Драйз фон Зауэрбронн.
Он носил титул аристократа, дружил с королевскими министрами и пользовался большой популярностью у женщин. Но единственное, что не давало Карлу покоя — это ноги! Во время прогулок по немецким лесам у барона возникла шальная мысль — создать машину, с помощью которой «на своих двоих» можно перемещаться со скоростью всадника. Забыв про еду и сон, день за днем, в темном, холодном, тесном сарае, он самозабвенно мастерил странный агрегат, состоявший из деревянной рамы с двумя колесами, сиденьем и рычагом управления. Свое творение он назвал на латинский манер — «быстрые ноги» (velocis + pedis).
Отталкиваясь от земли ногами (педали появились гораздо позже) и с трудом удерживая равновесие, изобретатель выехал на улицы города с гордо поднятой головой. Фон Зауербронн ожидал сенсацию. И он ее получил. Над велосипедистом смеялись до слез и свистели вслед. Слух о выжившем из ума бароне дошел до графа, который лишил «легкомысленного» аристократа почетного титула королевского лесничего. Публичный провал и призрение друзей не сломили Карла. Он был уверен: его велосипед достоин признания. Фон Зауербронн решил пойти ва-банк: бросил вызов самому министру внутренних дел, что проедет 70 км быстрее почтовой кареты. Зауербронн сказал — Зауербронн сделал. Королевский двор признал поражение и аплодировал стоя, а барон Драйз фон Зауерброн получил награду, о которой мечтал — патент на изобретение.
Луи Даггер (1787 — 1851)
Что получится, если смешать в равных дозах страсть к искусству художника, смелость катанатоходца, любопытство самоучки и дерзость настоящего гения? Биография циркового декоратора Луи Даггера и первая в мире фотография!
В цифровую эпоху и эру селфи сложно представить, как в начале 19 века этот амбициозный француз мог провести 11 лет взаперти в лаборатории, чтобы проявить на свет один-единственный кадр. Неудачные опыты, нападки со стороны коллег-художников и оппонентов-химиков, пары тяжелых металлов — ничто не могло сломить его волю. Это был не только вызов обществу самовлюбленных эстетов, привыкших к кистям и краскам, но и самому себе.
В 1839 году на заседании Парижской академии наук полный достоинства Луи Даггер поднялся на сцену и представил на суд ученым первую в мире фотографию — изображение, появляющееся под воздействием паров ртути. «Человек создан по образу и подобию Божьему, а Божий образ нельзя уловить ни одним аппаратом, созданным человеком», — писала растерянная пресса на следующий день. Увидев передовицу Даггер лишь рассмеялся такой недальновидности.
Ученые месяц шептались в кулуарах, а Луи стойко продолжал работу над качеством снимков, и не думая отказываться от своей мечты. Отрицать гениальность изобретения было нельзя — общественность приняла новинку, с благодарностью назвав первые фото-изображения в честь его создателя — «даггеротип». Сегодня имя Даггера красуется в зале славы великих ученых на первом этаже Эйфелевой башни. Не отступай и ты от своей мечты, «ивановтип» и «смирновотип»!
Пол Эрдеш (1913 — 1996)
Что получится, если скрестить искрометное чувство юмора, феноменальные способности к точным наукам и страсть к перемене мест? Самый эпатажный математик в истории!
Известно, что четырехлетний венгерский мальчик Пол часто веселил гостей, моментально подсчитывая в уме, сколько секунд они прожили с момента рождения. Детская забава вундеркинда стала главной теорией его жизни: находить нетривиальный подход к науке и к окружающим людям. Он стал одним из немногих математиков, бросивших вызов собственному профессиональному сообществу. «Не такой как все» он без конца смешил тусовку ученых и дружил с исследователями по всему миру.
Неугомонный Пол Эрдеш не мог сидеть на месте и все время куда-то ехал — мог появится на пороге дома коллеги на другом конце света со словами «Мой мозг открыт» и остаться на несколько дней. У него не было семьи и детей, определенного места жительства, постоянного заработка и даже имущества. Все его пожитки умещались в легендарный черный чемоданчик. Он не боялся быть «белой вороной», не таким как все, а напротив — всячески к этому стремился. За свою жизнь он опубликовал рекордные 1475 научных статей, почти все — в соавторстве. И даже породил шуточное явление (математики от смеха валялись под столом): «число Эрдеша» или кратчайший путь от любого человека до самого математика по совместным работам.
Фрэнк Гери (1929)
Единственный представитель своей профессии, который снялся в рекламе Apple и появился в эпизоде «Симпсонов». Легенда деконструктивизма архитектор Фрэнк Гери прошел путь от изгоя в собственной стране до суперзвезды мирового масштаба.
Хотите что-то изменить в этом мире? Начните с себя! Показательный случай: соседи в Санта-Монике подали на архитектора в суд за то, что его дом «неправильной формы» из неокрашенной фанеры и утилитарных материалов уродует район, и недвижимость в округе падает в цене. Суд они проиграли, переехали, а потом кусали локти — именно эта работа прославила автора, а стоимость домов в его окрестностях взлетела в 10 раз.
«Не понимаю, зачем люди нанимают архитектора, а потом указывают ему, что делать», — пожимал плечами Френк Гери и не позволял никому и никогда себе указывать. Именно жесткая и принципиальная жизненная позиция становилась фундаментом для всех его шедевров. Каждая его новая работа — будь то танцующий дом в Праге, Музей Гугенхайма в Бильбао или рыбо-скульптуры — это манифест независимости и вызов классическому устрою не только в архитектуре, но и, прежде всего, в умах.
Путь на вершину архитектурного Олимпа был для Гери стремительным, но очень тернистым. Во время строительства концертного зала Уолта Диснея в Лос-Анджелесе по проекту Гери, от самого Гери пытались избавиться неоднократно — слишком дорогой и наглый. Но никто другой этот «каменный цветок» не потянул, и архитектора умолили вернуться. Уверен в деле своей жизни — иди до конца!