Отзывчивость и стремление помочь заложены в людях с рождения
Принято считать, что маленькие дети эгоистичны, но, как выяснила Кэролайн Уильямс, они часто оказываются добрее взрослых.
В прошлое Рождество я отправилась со своим маленьким сыном в театр. Шоу под названием «Антарктида» было для 4-7-летних детей, а с точки зрения взрослого человека там всё было немного сюрреалистично. Актёры разбрасывали вокруг «снег» из кусочков белой бумаги, и он падал на сцену. Затем они оделись в костюмы тюленей, нацепили фальшивые усы и начали кататься в этом бумажном «снегу», что-то крича друг другу.
Мне всё это показалось странным, но этот сюр ничто по сравнению с тем, что произошло после шоу. Когда актёры покинули сцену, а зрители уже собрались уходить, откуда-то из глубины сцены незаметно вышла женщина с небольшой коробкой. Не говоря ни слова и ни на кого не глядя, она поставила эту коробку на пол и тихо отступила назад.
В возрасте 14 месяцев дети спонтанно помогают человеку, который с чем-то борется или просто выглядит обеспокоенным, даже если им для этого приходится бросить то, чем они занимаются в этот момент
Через долю секунды каждый ребёнок в комнате бросился вперёд, набрал полные пригоршни бумажного «снега» и положил его в коробку.
Никто не просил их делать это. Между ними не было никаких споров о том, кому и что хватать. Они просто так сделали. А их родители смотрели друг на друга в полном замешательстве. Потому что это было жутко, как будто детей кто-то загипнотизировал.
Так что же произошло? Неужели женщина с коробкой использовала какой-то трюк, чтобы воздействовать на волю детей? Или маленькие дети просто хотели быть полезными?
Последнее объяснение может показаться наименее вероятным, ведь меленькие дети не славятся самоотверженностью, и, по крайней мере в моей семье, уборка в доме всегда делается из-под палки.
Но по словам гарвардского психолога Феликса Уорнекена, в последнем объяснении определённо есть смысл. Он изучал «помогающее поведение» у детей в возрасте от 14 месяцев и до 5 лет, и пришёл к заключению, что маленькие дети настолько стремятся быть полезными, что взрослым за ними просто не угнаться.
«Есть предположение, что нам следует учить детей быть более альтруистичными, поскольку в самом начале они эгоистичны. Но сейчас исследования показывают, что вся эта история намного сложнее», — говорит Уорнекен.
На самом же деле обучающиеся дети могут многому научить нас, когда речь заходит об истоках человеческой доброты.
Групповая помощь
Оказание помощи — это главный компонент того, что психологи называют «просоциальным поведением». Этот компонент удерживает социальные группы вместе. У взрослых он связан с представлениями о морали и о социальных нормах, из-за чего бывает очень трудно ответить на вопрос, является ли кто-то по-настоящему бескорыстным.
Именно поэтому Уорнекен решил изучать детей: лучше начать изучать их совсем в раннем возрасте, пока они ещё не слишком зависят от социальных норм. А если взаимопомощь — основа человеческой психологии, то изучать их нужно с первого года жизни, как только они физически станут способны помогать окружающим.
Наши ближайшие эволюционные родственники, шимпанзе, помогают друг другу без всякой выгоды для себя, что позволяет предположить, что альтруизм обусловлен биологически
Эта идея пришла Уорнекену в голову, когда он был молодым аспирантом-энтузиастом, и поначалу его более опытные коллеги думали, что из этого ничего не выйдет.
«Мне подумалось: если я случайно что-то уроню, подадут ли дети мне эту вещь? Коллеги предположили, что дети просто будут её держать. Так или иначе, я попробовал. И угадайте, что произошло? Они помогали!», — вспоминает он.
Уорнекен обнаружил, что в возрасте 14 месяцев дети спонтанно помогают человеку, который с чем-то борется или просто выглядит обеспокоенным, даже если им для этого приходится бросить то, чем они занимаются в этот момент. В два года они могут помочь человеку, который даже не знает, что нуждается в помощи, — просто потому, что заметили, как кто-то что-то уронил, например.
Интересно, что дети, кажется, не задумываются над тем, что они получат за свою помощь. В экспериментах 20-месячные дети получали награду за помощь другим, однако это не делало их полезнее детей из контрольной группы, которые за помощь не получали ничего (хотя дети из первой группы становились менее полезны, когда награду у них забирали).
Другие исследования позволяют предположить, что взаимопомощь лежит в основе человеческой природы. Наши ближайшие эволюционные родственники, шимпанзе, помогают друг другу без всякой выгоды для себя, что позволяет предположить, что альтруизм обусловлен биологически.
Исследование немецких учёных из Института эволюционной антропологии Макса Планка показало, что эмоциональная реакция помогающего кому-то 2-летнего ребёнка, оцениваемая по размеру его зрачка, такая же, как в моменты, когда кто-то помогает ему. Всё это говорит о том, что забота о других вписана в нас на генетическом уровне.
Плохой поворот
После всего этого напрашивается вопрос: а что же происходит с нашими прекрасными и полезными стремлениями, когда мы становимся старше? В конце концов, все взрослые видели, что происходит в том театре, но никто из них даже не подумал помочь детям. Почему?
Сначала может показаться, что мы теряем способность заботиться о других, становясь старше. Но психолог из Нью-Йоркского университета Мартин Хоффман, который более 30 лет занимается изучением эмпатии, в этом не уверен.
«Нет никаких доказательств, что взрослые менее способны к сопереживанию, чем малыши», — говорит он. Вместо этого кажется, что мы лучше обрабатываем происходящее и решаем, что с этим делать. То есть в конечном счёте мы всё ещё хотим помочь, но при этом делаем «умственную гимнастику», пытаясь взвесить все варианты.
Уорнекен считает, что, вероятно, такое поведение служит для нашего же блага, так как «полезно для нашего выживания. Потому что нет ничего хорошего в том, чтобы всё время давать, давать и давать. Ведь никто и не предполагает, что человеческая природа бескорыстна всегда».
В 1970 году психологи Бибб Латане и Джон Дарли представили в количественной форме процесс принятия решений. Они описали то, что сегодня известно как «эффект свидетеля», объясняющий, почему в больших группах незнакомцев так мало тех, кто готов помочь другим.
По мнению Бибб и Дарли, мы, принимая решение о помощи, проходим несколько стадий. Сначала замечаем, что кому-то нужна наша помощь, потом осознаём, что это срочно, потом осознаём ответственность за оказание помощи и наконец решаем, что делать. И только после этого начинаем действовать. Чем больше людей вокруг, тем меньшую ответственность ощущает каждый отдельно взятый человек.
«А маленькие дети не проходят через все эти сложные рассуждения. Они видят ситуацию и просто идут вперёд и что-то делают», — говорит Уорнекен.
Но так происходит очень недолго. Недавнее исследование, проведённое Марией Плотнер из Института эволюционной антропологии Макса Планка, показало, что дети начинают испытывать «эффект свидетеля» уже в возрасте пяти лет.
Большинству детей в том театре было пять лет и больше, и они, теоретически, должны были стать жертвами «эффекта свидетеля». Так что остаётся предположить, что дети всё-таки были загипнотизированы дамой с коробкой.
Независимо от причины, вызвавшей такое поведение детей, это, кажется, далеко не единичный случай.
Актёр Джеймс Стенхаус вспоминает аналогичный инцидент, в котором двухлетняя девочка прервала очень напряжённую сцену в спектакле, чтобы помочь разобраться с ситуацией. В той сцене актёр швырял целое ведро шариков для пинг-понга в свою коллегу-актрису, после чего в расстройстве садился, схватившись руками за голову.
Этот спектакль они играли четыре года, и все это время зрители вели себя тихо и спокойно наблюдали, как шарики разлетаются по сцене, пока однажды маленькая девочка не решила помочь, сложив разлетевшиеся шарики обратно в ведро.
Очевидно, что причины, по которым и дети, и взрослые чувствуют себя обязанными сделать что-то приятное окружающим, очень сложны и по сей день до конца не изучены. Единственное, что мы действительно знаем, заключается в том, что дети приходят в этот мир «запрограммированными» на доброту, но через какое-то время эта «программа» исчезает.