Дети 02.02.2015  

Воображаемые счёты: сложные вычисления «на пальцах»

Маленькие дети в Южной Азии могут производить сложные математические вычисления за несколько секунд, просто щёлкая пальцами в воздухе.

Их секретный инструмент — воображаемые счёты-абак.

Новости с программы Mind Mathlon 2014, которая проходила в марте в Технологическом институте города Карачи, рассказывали о маленьких детях, которые просто щёлкают пальцами и производят сложнейшие вычисления с невероятной точностью.

Очевидно, детей научили использовать пальцы в качестве бусинок на счётах, что позволило им складывать и вычитать со скоростью калькулятора.

Эта техника довольно проста, но чтобы её освоить, требуется несколько лет практики. Пальцы правой руки — единицы. Поднятый вверх большой палец правой руки — число 5. Каждый палец левой руки соответствует десяткам. А поднятый вверх большой палец левой руки — это число 50. То есть два больших пальца, поднятых вверх — это 55.

Удивительная особенность этой техники в том, что использовать её может любой: слабовидящий ребёнок, участвующий в вышеуказанной программе, считал ничуть не хуже всех остальных. 11-летние дети запросто умножали 10-значные числа и даже извлекали квадратный корень из 6-значного числа, и всё это без калькулятора, карандаша и бумаги.

Ясин Атальф генеральный директор лаборатории робототехники, пояснил, что детей просто научили двигать воображаемые бусинки на воображаемых счётах-абак.

Эта техника популярна среди школьников в ряде азиатских стран, например, в Китае, Японии и Индии.

Майкл Франк из Стенфордского университетаи Дэвид Баннер из Университета Калифорнии отправились в школу в штате Гуджарат в Индии, чтобы понять, как эта техника работает.

В частности специалисты хотели понять, как детям удаётся следить за всеми 15 столбцами воображаемых счёт, в то время как многие люди едва смогут отследить 3 или 4 столбца. Они изучали детей, которые обучались технике только один год. И эти дети не могли выполнять арифметические действия с числами, в которых больше трёх или четырёх знаков. Это означало, что эти дети в состоянии держать в голове лишь три или четыре столбца своих «счёт».

А ещё специалисты установили, что работа на воображаемых счётах не зависит от языковых систем. В других похожих техниках учащимся приходится представлять числа, оперируя их названиями на том или ином языке. А воображаемые счёты-абак — задача полностью визуальная, и от языка никак не зависит.

По словам Альтафа, эта «психическая математика» подойдёт каждому, кто желает отточить свои навыки счёта в уме. Но чтобы добиться действительно впечатляющих результатов, потребуется не один год напряжённой работы.

Еще: