Мир 26.02.2019  

Цифры и полоски на взлётно-посадочной полосе: что означает маркировка?

Каждая линия и стрелка на взлётной полосе имеет смысл. Неправильное прочтение даже одного символа неизбежно приведёт к катастрофе. Более того, экипаж также умеет «читать» сигнальные знаки.

Прокладываются взлётные полосы по определённым правилам. Их обязательно покрывают специальными материалами. А вот длина и ширина могут быть разнообразными. Самая протяжённая полоса в мире почти достигает шести километров в длину.

Маркировка на взлётно-посадочной полосе

Что означают цифры на взлётно-посадочной полосе?

Взлётные полосы строят не наобум. Место выбирают, руководствуясь магнитным курсом. Впоследствии благодаря именно магнитному курсу самолёты точно садятся на полосы даже при нулевой видимости. На земле магнитный курс отсчитывается от силовых линий магнитного поля. В воздухе курс отражается на приборах. Круглая панель, напоминающая панель скоростей, имеет несколько стрелок. Первая показывает продольную ось самолёта. Вторая — направление магнитного меридиана. Между ними располагается магнитный угол, а в нём — магнитный курс. Стрелка курса указывает на точное числовое значение. Это число пилоты ищут на земле.

Цифры на взлётно-посадочных полосах — не просто порядковая нумерация. Например, если стрелка магнитного курса в кабине пилота указывает на число 33, то он будет искать полосу с этими цифрами. Но что делать, если аэропорт большой, и на одном магнитном курсе лежит сразу несколько полос? Тогда дорожки получают буквенную маркировку. L — левая полоса, R — правая, C — центральная. Как правило, пилоты осведомлены о назначении полос. Таким образом, перед посадкой капитан воздушного судна в первую очередь смотрит на магнитный курс, а потом на землю. Однако это не всё. Пилот также считывает маркировку в виде полосок, прямоугольников и стрелок, смотрит на сигнальные огни. Посадка, даже при хорошей видимости, требует большой внимательности.

В 2017 году в аэропорту штата Кент в США была изменена нумерация всех взлётно-посадочных полос. Все дорожки «сместились» на один номер. Так, 13 полоса стала 14 и так далее. Для изменений у администрации была веская причина. Магнитные полюса земли постепенно перемещаются. Следовательно, аппаратура в кабине пилотов, настроенная «по-старому», показывает другое значение. В NASA определили, что северный магнитный полюс Земли ежегодно «мигрирует» на 64 километра. В XIX веке скорость движения была меньше. Учёные убеждены, что рано или поздно магнитные полюса «кувыркнутся» и поменяются местами.

В результате приборы, работающие на основе магнитных полей, перестанут показывать привычнее результаты. В том числе приборы в кабине пилотов. На земле придётся провести реорганизацию: изменить маркировку взлётно-посадочных полос.

Взлёт самолёта

Маркировка аэродромов: как пилоты читают линии и стрелки?

Каждый пилот знает элементы маркировки на зубок. Неправильно нанесённая разметка неизбежно приведёт к катастрофе. В первую очередь, пилоты замечают жёлтые шевроны — концевую полосу безопасности. Только этот элемент окрашивают в жёлтый цвет. Садиться сюда категорически запрещено. Маркировка предназначена для того, чтобы сообщить пилотам о начале полосы. После концевых шевронов идёт порог, который напоминает зебру на дороге. Он показывает место, где можно приземляться. Как правило, этот элемент маркировки хорошо виден с воздуха. Затем пилоты замечают цифры и буквы — те самые обозначения магнитного курса. Кроме того, на полосе через каждые 150 метров нарисованы белые прямоугольники. Благодаря им пилот точно знает, какое расстояние проехало судно.

Большая часть катастроф — 90 процентов — случается из-за преждевременной посадки. Самолёты касаются колёсами шевронов или вовсе опускаются на грунт перед полосой. В хорошую погоду пилот чётко видит полосу. В авиации есть термин — «высота принятия решения». Капитан отрывается от приборов, смотрит вниз и по тому, насколько видны сигнальные огни и разметка, принимает решение. Самолёт или заходит на посадку, или летит на второй круг. Иногда судно приходится сажать вслепую. Пилоты в буквальном смысле идут по приборам.

И вот тут-то случаются катастрофы. Если пилот вместо того, чтобы довериться приборам, ищет взглядом землю — он совершает грубую ошибку. В этот момент капитан должен рассчитывать исключительно на приборы. Как только судно опускается ниже глиссады — правильной траектории снижения — техника сообщает об опасности. В том числе приборы сообщают об отклонении от магнитного курса. Каждая взлётно-посадочная полоса оборудована небольшими антеннами. Технические сооружения излучают радиоволны, которые улавливают приборы в самолёте. Глиссада для конкретного судна рассчитывается именно благодаря таким антеннам.

А может ли пилот посадить судно без техники, руководствуясь исключительно разметкой? Современные пилоты проходят курс обучения, благодаря которому могут приземлить самолёт с людьми без помощи техники. Более того, пилотов учат совершать экстренные посадки. Например, на автомобильных дорогах. Вдумайтесь, насколько сложно пилоту правильно рассчитать посадку. Он не знает где начинать посадку, как долго можно катиться после неё и в каком направлении разворачивать судно. Поэтому именно посадка считается самым сложным этапом полёта.

Самые невероятные полосы и разметка

Вместе с этим не все аэропорты имеют стандартные взлётно-посадочные полосы. В аэропорту Гибралтара полоса пересекается с автомобильной дорогой. Для удобства на дороге сделали переезд, точно такой же, как делают при пересечении с железной дорогой. В португальском городе Мадейра самолёты вообще взлетают по эстакаде. Под арками взлётного моста проходят автомобильные дороги. В это сложно поверить, но иногда взлётно-посадочной полосы может и не быть совсем.

Аэропорт Барра в Великобритании — единственный, у которого нет собственной взлётно-посадочной полосы. Аэродром расположен на острове, на пляже. Самолёты садятся на прямо песок. Места, предназначенные для приземления, отмечаются деревянными брусками. На время прилива воздушное сообщение на острове Барра замирает. Прибрежные волны «съедают» зону, которую используют для посадки. Перед тем, как принять или отправить самолёт, администрация аэропорта поднимает ветроуказатели. Такая мера позволяет капитанам понять силу и направление ветра. С другой стороны, ветроуказатели — сигнал для отдыхающих. Люди поспешно собирают вещи и уходят с пляжа. Самолёт садится и вновь на песке появляются лежаки и полотенца.

Аэропорт Барра
Аэропорт Барра с песчаной взлётно-посадочной полосой

Одна из самых коротких и опасных полос находится в аэропорту Лесото. Полоса длиной всего 400 метров располагается на краю ущелья. Самолёты, разгоняющиеся на такой дорожке, сначала падают вниз. Только после этого судна постепенно поднимаются. Опытные пилоты убеждены, что для катастрофы достаточно внезапного изменения направления и силы ветра.

Самая длинная взлётно-посадочная полоса принадлежит военно-воздушной базе Эдварде и достигает 12 километров. Полоса располагается на дне пересохшего озера. Таким образом обеспечивается идеально ровная поверхность на всём протяжении полосы. Гражданские аэропорты не могут похвастаться подобными размерами. Самая длинная полоса для пассажирских судов имеет длину 5,5 километров.

Читайте также: Что проверяют стюардессы, когда здороваются с пассажирами?

Еще: