Главная / Мир02.05.2019

10 ответов пилотов на самые частые вопросы про авиаперелёты

В зале ожидания аэропорта нередко можно увидеть людей, нервно грызущих ногти и горстями пьющих успокоительные, а то и что покрепче. Им явно не повезло, ведь они входят в те 20% населения Земли, страдающих от аэрофобии.

Иррациональный страх перед полётами вполне можно преодолеть и без обращения к психологу. В этом могут помочь ответы опытных пилотов на самые частые вопросы касательно устройства самолёта и безопасности полётов.

Командир воздушного судна

Зачем пристёгиваться ремнями в самолёте и почему выключают телефоны?

Одно из первых объявлений, которое вы слышите в самолёте, — это требование отключить телефоны или перевести их в режим «В полёте». Делается это не просто так. Есть вероятность того, что помехи, создаваемые включенным телефоном, могут повлиять на работу приборов самолёта. Она очень мала, но всё-таки есть. Например, некоторые специалисты считают, что в 2000 году швейцарский самолёт упал из-за радиопомех, созданных телефонами и выведших из строя автопилот. Также имеет место и забота о вашем гаджете. Во время полёта вы всё равно никому не сможете позвонить, так зачем тратить заряд аккумулятора на попытки поймать связь?

Требования главного пилота самолёта пристегнуть ремни во время взлёта и посадки тоже нужно соблюдать неукоснительно. Всё исключительно ради вашей безопасности. При наборе высоты и снижении самолёт довольно ощутимо потряхивает, а значит, если вы не пристегнётесь, то имеете все шансы получить травму. Пристёгиваться нужно и во время полёта, если загорелось соответствующее табло. Чаще всего его включают во время входа в зону турбулентности, когда самолёт начинает раскачивать. Впрочем, бояться турбулентности не нужно. Пилоты прекрасно знают, как с ней справиться.

Насколько опасно попадание в зону турбулентности?

В фильмах часто можно увидеть сцены, как самолёт попадает в турбулентность, получает страшные повреждения и начинает падать. В жизни же такое происходит редко. Обычно турбулентность доставляет больше проблем непристёгнутым пассажирам, чем пилотам. Вот что говорит о полётах во время турбулентности американский пилот Патрик Смит:

Такое состояние воздуха с точки зрения пилота неопасно, а вести самолёт в таких условиях даже удобнее. Турбулентность не способна перевернуть самолёт или привести к трагедии, которые часто представляют себе пассажиры. Я называю такой феномен (боязнь турбулентности) ФПП — фактор преувеличивания пассажирами. Многие считают, что самолёт вполне может рухнуть вниз, но на самом деле во время турбулентности смещение самолёта с курса не превышает 5–7 метров.

Так что бояться турбулентности не стоит, вряд ли самолёт упадёт из-за неё. Но во время прохождения такой зоны всегда следует пристёгиваться, чтобы избежать травм. Однако у аэрофобов есть и другие страхи, например, что в самолёт попадёт молния, и он рухнет вниз.

Самолет над облаками

Что будет, если молния ударит в самолёт или в него влетит птица?

Последняя трагедия, случившаяся из-за попадания молнии в самолёт, произошла в 1963 году. С тех пор прошло уже больше 50 лет, и, разумеется, самолёты и их системы успели сто раз модифицировать. Так, в настоящее время благодаря бортовым радиолокаторам и множеству данных пилоты просто-напросто избегают попадания в грозовой фронт. Но если это всё-таки случилось, и в самолёт ударила молния, то пассажирам ничего не грозит. Вот что говорит об ударе молнии в самолёт пилот Патрик Смит:

Через салон заряд молнии не проходит. Он проходит по борту и частично через специальные фитили статического разрядника. Они расположены около краёв хвоста и крыльев. В подавляющем большинстве случаев такая система ликвидирует последствия удара молнии.

Поэтому бояться, что вас пронзит разряд молнии, попавшей в самолёт, не нужно. Так же как и того, что он упадёт из-за птицы, попавшей в лобовое стекло или двигатель. Стекло в кабине пилотов отличается повышенной прочностью. Если в него попадёт птица (а такое случается только при наборе высоты, ведь на 9–12 тысячах метров пернатые не летают), то это грозит лишь небольшой трещиной и снятием самолёта с рейса.

Если же птица попадёт в турбину, то двигатель не прекратит работу, а лишь несколько потеряет в мощности. Обычно после такого полёт продолжается, но если повреждения высоки, то самолёт совершит вынужденную посадку в ближайшем аэропорту. К счастью, сегодня такие ситуации происходят редко, поскольку рядом со взлётно-посадочными полосами установлены отпугивающие птиц и животных системы.

Что произойдёт, если у самолёта откажет двигатель?

«Сегодня все воздушные суда сертифицированы для полётов с неисправными двигателями», — так отвечает на этот вопрос опытный пилот Патрик Смит. Любой самолёт обязан суметь подняться и ускориться, даже если у него произойдёт отказ двигателя во время взлёта. Это является гарантией того, что он не рухнет сразу же, а сумеет дотянуть до безопасного места.

Стоит знать, что все пассажирские самолёты перед взлётом проходят тщательную проверку и подготовку. Это исключает возможность того, что двигатели откажут во время взлёта, полёта и посадки. К тому же, все они одновременно отказать не могут, для этого должно произойти что-то из ряда вон выходящее. А в случае форс-мажорной ситуации опытный пилот всегда сумеет посадить самолёт путём планирования и медленного снижения. Во время такой ситуации нужно следовать указаниям экипажа, например, обязательно открыть шторку на иллюминаторе.

Почему открывают шторки иллюминаторов при посадке и при взлёте?

Экипаж самолёта не просто так просит пассажиров открыть шторки во время посадки и взлёта. Дело в том, что чрезвычайные ситуации чаще всего происходят именно во время набора высоты и снижения. А шторки просят открыть для того, чтобы во время эвакуации глаза пассажиров успели привыкнуть к солнечному свету. Кроме того, через иллюминаторы бортпроводники могут оценить ситуацию за бортом и более эффективно справиться с затруднениями при эвакуации, если таковые возникнут.

Случается и такое, что ЧП возникают уже в воздухе. Тут главное не паниковать, не отстёгивать ремни и воспользоваться кислородными масками, если бортпроводники попросят это сделать.

Зачем кислородные маски в самолёте?

Если вдруг случится разгерметизация кабины, то из отделения над сиденьем выпадет кислородная маска. Ею обязательно нужно воспользоваться. Причём сначала нужно надеть маску на себя, а уже после — на ребёнка, если вы летите с ним. Надевание маски занимает пару секунд, и ничего страшного с ребёнком за это время не случится. Но если вы запаникуете и сначала наденете маску на него, потеряв драгоценное время на увещевания, то вы рискуете потерять сознание.

Обычно кислородная маска рассчитана на 15 минут. За это время пилот успеет снизиться на такую высоту, где можно будет дышать без маски. Маски пилотов, кстати, рассчитаны на более длительное время использования, ведь командир воздушного судна ни в коем случае не должен потерять сознание во время пилотирования. А ещё использование кислородных масок — главная причина, почему пилотам запрещено носить бороду и усы. Из-за них маска неплотно прилегает к лицу, а это чревато проблемами, если кабина разгерметизируется.

Стюардессы проводят инструктаж пассажиров перед полётом.
Инструктаж пассажиров по технике безопасности перед полётом

Может ли пассажир разбить иллюминатор или сам открыть дверь?

Разбить иллюминатор под силу разве что какому-нибудь Тору с его Мьёльниром. Стёкла в них невероятно прочные и устойчивые к ударам. А перед полётом целостность иллюминаторов обязательно проверяется, чтобы исключить любую возможность декомпрессии в салоне из-за разбитого стекла. Вот что говорит по этому поводу пилот Патрик Смит:

Если в самолёте произойдёт декомпрессия, то маловероятно, что в первые секунды после этого кого-то затянет в разбитый иллюминатор. Так что катастроф в стиле голливудских кинолент не происходит.

Если уж речь пошла об иллюминаторах, то один из самых распространённых вопросов о них — зачем дырочка в иллюминаторе самолёта? Она нужна для того, чтобы нормализовать давление между слоями стекла в иллюминаторе. Без этого технологического отверстия из-за разницы давления снаружи самолёта и внутри салона иллюминатор просто бы лопнул.

Что же касается открытия дверей эвакуационных выходов во время полёта, то это невозможно даже совместными усилиями Николая Валуева, Арнольда Шварценнегера и Хафтора Бьёрнссона. Давление за бортом настолько велико, что дверь просто невозможно открыть. Никак и ни при каких обстоятельствах. К тому же, система открывания довольно сложна, и разобраться с ней с кондачка не получится. А если бортпроводник заметит, что кто-то пытается открыть дверь, то он тут же пересадит нерадивого пассажира.

Почему в самолётах нет парашютов?

Многим аэрофобам было бы спокойнее, если бы на борту самолёта имелись бы парашюты. Мол, в случае аварии ими можно было бы воспользоваться и спастись. Но держать на борту парашюты невыгодно и неэффективно. Они лишь перегрузили бы самолёт.

К тому же, пользоваться парашютом умеет далеко не каждый человек. Это не так просто, как показывают в фильмах. Более того, это даже может быть опасно. Человека во время прыжка вполне может затянуть в двигатель. И даже обученным пилотам и стюардессам парашюты не выдают, чтобы у них не было соблазна бросить всё на произвол судьбы и спастись самим в случае катастрофы. Их задача в такой момент — успокоить пассажиров. Особенно тех, кто лишился своих запасов спиртного в ручной клади во время досмотра.

Почему в самолёт нельзя брать жидкости объёмом свыше 100 мл?

На этот вопрос ответил заслуженный пилот СССР Жорж Шишкин:

Жидкости нельзя проносить на борт в целях обеспечения безопасности полёта. Такое правило действует с 2007 года, когда участились случаи обнаружения в клади опасных жидкостей и разобранного оружия.

Для создания воспламеняющейся жидкости, способной навредить пассажирам и самолёту, террористу потребуется явно больше 100 мл. Поэтому-то в ручной клади и запрещено провозить тару, чей объём превышает указанный в правилах. Большую тару всегда можно сдать в багаж, предварительно тщательно её упаковав.

Пилоты в кабине самолёта

Кто сажает самолёт: пилот или автопилот?

Многие думают, что во время полёта пилоты только и делают, что спят, положившись на автопилот. Нет, никто не позволит командиру воздушного судна и второму пилоту спать во время полёта. Даже если включен автопилот. Пилот Патрик Смит считает, что люди имеют весьма искажённое представление об автопилоте и о том, на что он на самом деле способен.

Сегодня пилоты проводят намного меньше времени, держа руки на штурвале. Это стало возможным благодаря автоматизированным системам. Но они вовсе не управляют самолётом. Это делает экипаж через эти самые автоматизированные системы. Им всё равно обязательно нужно указывать, что, когда и как делать.

Может ли самолёт сесть на автопилоте? Вполне. Но командир воздушного судна всё равно будет задавать нужные параметры для посадки и следить за работой автопилота. А ещё с пилотами постоянно связываются диспетчеры с земли. И если вовремя не ответить, то они поднимут тревогу. Так что просто включить автопилот и продрыхнуть весь полёт в кресле у пилота никак не выйдет. Можете быть спокойны, все системы самолёта всегда находятся под бдительным взором человека.

Читайте также: Что проверяют стюардессы, когда здороваются с пассажирами?

Почему женщины стали носить бюстгальтеры? 7 невероятных фактов, которых вы не знали про собственный тонкий кишечник Зачем топтать вино ногами? 7 фактов о слюне — незаменимом и уникальном веществе, без которого мы не можем обходиться
Анекдот про жену и её изобретательного мужа Пятничный юмор и коробка шоколадных конфет