Трагедия старорусской кухни: почему мы мало знаем о традиционных славянских рецептах
Такая важнейшая часть славянской культуры как национальная кухня раскрывается в исторических книгах лишь последние 200 лет. А что же ели и как именно это готовили наши предки полвека, век назад?
Фактрум разбирает старые поварские книги в поисках ответа на этот важный вопрос.
Куда пропала история русской кухни?
Удивительно, но история русской национальной кухни вплоть до XVIII века крайне скудна и поверхностна. «…история Русской поварни, не так как других Европейских, никогда не предана была ни писанию, ни тиснению», — более чем говорящая цитата Василия Левшина, создателя «Поваренного словаря», выпущенного в 1795–1796 годах в Москве.
Кто-то возразит, что есть ведь у нас известные древнерусские летописи — Лаврентьевская, Киевская, «Житие св. Феодосия». Но давайте посмотрим, что именно сообщается в них о кухне: «кисель» из овса и пшеницы варился в Белгороде; хлеб, замешанный на квасе, в XI веке выпекали в Киеве; мёд пили на тризнах. То есть всего лишь довольно поверхностные упоминания, которые не раскрывают нам ни рецептов, ни технологии приготовления блюд, ни уж тем более не помогают нам понять характер древнерусской кухни. Хлебом и мёдом питались многие народы.
Чуть более подробно о том, что ели на Руси, можно прочесть в воспоминаниях иностранных послов и купцов XVI–XVIII веков. Есть и такие документы, как: царские наказы монастырям, монастырские расходные книги, «Роспись царским кушаньям» (1610–1613 года), «Росписи кушанью боярина Бориса Ивановича Морозова»… Во всем известном «Домострое» середины XVI века можно также встретить описания нравов и обычаев повседневной жизни славян, а ещё — перечень блюд и продуктов, которые готовились по определенным праздникам и событиям жизни. Понять из всех этих источников можно только примерно то, что ели в древней Руси, но как именно это готовили — нет.
Вы удивитесь, но поварские в традиционном смысле этого слова книги появляются в России лишь в конце XVIII века («Новейшая и полная поваренная книга», 1787 год, «Словарь поваренный, приспешничий, кандиторский и дистиллаторский», «Постная кухня», 1796 год, и другие).
Почему у нас нет рецептов блюд старорусской кухни?
Так всё-таки почему такая богатая традициями и обычаями славянская культура имеет такой постыдный пробел?
Однозначного ответа на этот вопрос не даст ни один источник, но есть два вполне разумных объяснения.
Во-первых, подавляющее число поваров славянской кухни по своему социальному статусу долгие века являлись рабами, крепостными. Многие из них вообще не умели читать и писать, и передавали свои знания устно, от учителя к ученику. Ни одна летопись, рассказывающая о кухне славянских народов, не написана специалистом поварского искусства. Как это было, к примеру, в арабских или французских источниках.
У нас кухню описывали все, кто угодно, но только не сами повара: настоятели монастырей и монахи («Домострой»), профессора-историки, помещик и секретарь Вольного экономического общества («Всеобщее и полное домоводство») и даже прокурор («Экономические наставления дворянам, крестьянам, поварам и поварихам…», «Солдатская кухня»).
Во-вторых, женщины из высших сословий долгое время вообще не интересовались этим «низким» предметом, в отличие от музицирования, поэзии, балов, моды. Помещицы и дворянки контактировали с поварихами только когда давали им указания относительно обедов или выдавали им дорогие специи, запертые в отдельном ящике. Только в середине XIX века появляется постоянный спрос на кулинарные знания и рецепты русской кухни.
Не надо забывать также, что в конце XVII века старорусская кухня столкнулась с кулинарией и привычками более продвинутой в этом отношении европейской. Знакомство с западной цивилизацией было уже не в виде редких посольств и военных кампаний, тесно переплёлся быт сотен тысяч людей. Русская культура и русская кухня оказались в положении догоняющих, «немодных». Поэтому часто вместо того чтобы адаптировать и сохранить своё наследие, увы, попросту им жертвовала.
Читайте также: Зачем на Руси ели землю?
- 10 чудесных цитат Омара Хайяма
- Польская художница издевается над слащавыми американскими фото 50-х годов, превращая их в полный сюр
- Фактрум приглашает всех на мастер-класс по живописи!
- Рисунки профессиональной художницы до и после принятия ЛСД
- 10 потрясающих авторских фильмов этой осени для истинных ценителей кино