Культура 28.06.2016  

Полный список мультфильмов Миядзаки: читай и смотри!

Фактрум предлагает желающим завалиться на диван, выбрать из списка самый заинтересовавший фильм и насладиться искусством великого Мастера!

Хаяо Миядзаки

[/media-credit] Хаяо Миядзаки

Люпен III, сериал (1971–1972, 1977–1980)

Хитрый и изворотливый вор Люпен, внук легендарного Арсена Люпена, побеждает всех врагов. Он вроде Робин Гуда, так что мы ему симпатизируем. Это, конечно, еще даже не дебют, это просто первая серьезная работа, в которой участвовал будущий мэтр. И тут только начинают прослеживаются некоторые смутно родные и узнаваемые элементы, вроде необычной рисовки, не совсем характерной для традиционного аниме.

Солнце Юки (1972)

По популярной манге об удочеренной девочке-сироте планировался сериал — но, к сожалению, не сложилось. Осталась нам на память пятиминутная короткометражка — уже первая полностью самостоятельная работа Миядзаки как режиссера. Ничего толком понять и распробовать не успеваешь, но уже присутствуют свинки — любимые звери аниматора. В коллекциях поклонников, которые собирают каждую мелочь, пригодится и эта.

Конан — мальчик из будущего, сериал (1978)

Красивая постапокалиптическая картина, рассказывающая добрую и лиричную историю о любви в сложных условиях «после третьей мировой». Отважный мальчик Конан рвется спасать в буквальном смысле свалившуюся ему на голову умницу-красавицу Лану от злобных прихвостней технологичной Индастрии. Тут есть злобный тиран, смешной дружок, эпические битвы и победа добра над злом. Хотя по сравнению с будущими шедеврами еще не рожденной тогда студии «Гибли» это, конечно, только тренировка.

Люпен III: Замок Калиостро (1979)

Первый полнометражный мультфильм Миядзаки в течение многих лет назывался в Японии лучшим аниме. Все тот же хитрый и веселый воришка, зрелищные приключения в джеймс-бондовском духе — в зрителе просыпается девятилетний мальчишка, даже если зритель — тридцатидевятилетняя девчонка! Пока что не наблюдается никаких причудливых фэнтези-миров, которых мы уже так ждем, насмотревшись «Унесенных призраками». Но то, как нарисован замок Калиостро, уже что-то такое предвещает…

Навсикая из долины ветров (1984)

И вот он, пожалуй — уже полноценный, во весь рост миядзакинский Миядзаки: волшебный и трогательный, причудливый и по-хорошему наставительный. Сюжет вновь постапокалиптический, и не в первый и не в последний раз звучит любимая тема мастера — экология. Юная принцесса, которая не трогала и козявки и с мухами дружила, пытается добиться мира между людьми — и мира людей с природой. Любовь Навсикаи к природе может и должна спасти человечество. Среди прочей фауны нам встречается прикольный белколис — тоже не в последний раз.

Великий детектив Холмс, сериал (1984–1985)

Миядзакиному «перу» из этой версии Холмса принадлежит шесть серий — и мы можем заметить их по тому, что именно в них более проработаны картинки, подробно и с любовью вырисованы все детальки. Данный японский Холмс — более детский и добрый, чем его европейские братья, а также с чувством, с толком, с удовольствием напичканный всякой необычной техникой.

Небесный замок Лапута (1986)

Для этой-то вещи и была создана знаменитая Studio Ghibli. Теперь Миядзаки-сан строит свой мир в полный рост. В данном случае строит он его на зависшем между землей и небом летающем острове. Девочка Сита упала с неба (ага, узнаем ход!) в руки Пазу, мальчика, работающего на шахте. На шее у нее таинственная штуковина, которая должна привести их в заветное обетованное место. Для тех, кто начал смотреть фильмографию по порядку, уже встречаются старые добрые знакомые: белколисы из «Навсикаи» и робот из «Люпена».

Мой сосед Тоторо (1988)

Маленькие сестренки Сацуки и Мэй живут обычной (но с такой любовью и тщательностью изображенной!) жизнью. Только вот мама в больнице, а папа вечно замотан… И тут они встречают странное существо Тоторо. Его уже знает весь мир, но на всякий случай: это такой лесной дух, похожий на гигантского плюшевого зверика, выдуманный самим Миядзаки. Добрая история, которая приковывает к экранам малышей, умиляет и смягчает взрослых. После нее очень хочется кататься на котобусе, встречать чернушек, проявлять и получать заботу и помощь.

Ведьмина служба доставки (1989)

Юная ведьмочка Кики должна на некоторое время буквально «выйти в люди». И вот по достижению 13-летия, захватив котика, она в них выходит, работает, снимает жилье, общается, сталкиваясь с очень даже человеческими чувствами и проблемами. Кроме полетов на метле, никаких особых колдунств в мультике не наблюдается. И все равно как-то все сказочно.

Порко Россо (1992)

Наверное, самый взрослый из миядзакиных мультиков. Его герой Марко Паготт, он же Порко Россо, никакой не человек. Он им был… Но выжив в военной мясорубке, летчик ни с того ни с сего превратился в настоящего, нефигурального свина. Один он такой теперь в мире, где все стали чужими. Однако он продолжает летать, любить, ненавидеть (фашистов) и бороться (с воздушными пиратами). Ретро-самолетики, живописная Адриатика, нехарактерный для мультиков открытый финал.

Что это? (1992)

Совсем коротюсенькая короткометражка — мало того, еще и неизвестно о ком. Неведома зверушка, некто вроде зеленого лупоглазого поросенка, явно и сама не понимает, кто она такова. Знает ли ответ на этот вопрос в студии Nippon TV, неизвестно, но они взяли эту марсианскую хрюшу себе в талисманы.

1

На старт! (1995)

И опять короткометражка (и одновременно клип на песню японского дуэта «Chage and Aska»), на сей раз с большем смысловой нагрузкой. Действие происходит в глубоко радиоактивном будущем — режиссера «вдохновил» взрыв на Чернобыльской АЭС — а девушка с крыльями ангела явная родственница Навсикаи из долины ветров.

Принцесса Мононоке (1997)

И вновь происходит противостояние природной стихии (духи Леса, принцесса Мононоке) и рациональных техно-людей (госпожа Эбоси, жители Железного города). И посредине — схлопотавший проклятие и вовлеченный в это противостояние принц Аситака. Мультфильм впечатляющий, эпический и подвигающий на непростые размышления, однако довольно «кровожадный и беспощадный», так что малышам-дошколятам его показывать не стоит.

Унесенные призраками (2001)

Гениальная вещь, на два часа прилепляющая тебя к экрану с раскрытым ртом. Девочка Тихиро не то чтобы совсем потеряла родителей — они несколько пожадничали с угощениями и превратились в свиней. Тут и начинается ее увлекательный путь, где на каждом шагу все страньше и страньше. Ей встречаются самые загадочные существа — колдуньи, духи, глубоко таинственный Безликий и не до конца понятный мальчик Хаку… Завораживающие картинки, словно перенесенные призраками из забытых снов, полный психодел, но дозу хочется увеличивать. Именно после этой работы многие влюбились в Миядзаки по уши.

Охота на кита (2001)

По сравнению с сюрреалистичными «Призраками» — отдых в детской. Простенький 16-минутный мульт о том, как детишки расфантазировались, очутились посреди океана — и встретили большого и доброго (типа Тоторо) кита. Повеселились и вернулись.

Вымышленные летающие машины (2002)

Шестиминутная короткометражка, в которой наши старые знакомцы свинки поднимаются в воздух на всяческих фантастических летательных аппаратах. И сам режиссер в образе свина рассказывает об устройстве и истории всех этих удивительных махин. «Небо, самолет, свинья» — фирменное триединство!

Великий день Коро (2002)

Пятнадцатиминутный мультик с нежным карандашным фоном и нежными мимимишностями между девочкой и ее щенком. Малыш Коро сбежал, когда его маленькая хозяйка оставила калитку открытой — и весь день переживал разнообразные приключения и знакомства. Просто, мило, трогательно.

Мэй и Кот-автобус (2002)

Котобус из мультфильма про Тоторо — такой классный персонаж, что не зазорно посвятить ему и отдельную ленту, или хотя бы короткометражную ленточку. Тут автобус — даже не кот, а котенок, игривый и непоседливый. И он приводит девочку-подружку в целый мир кошачьих транспортных средств! Это сплошное ня.

Ходячий замок (2004)

Были у Миядзаки мультфильмы больше для малышей, скорее для подростков, явно для взрослых… А этот он сам назвал анимацией для пожилых. Тут злые чары превратили юную барышню в старушку, как в «Сказке о потерянном времени»… И между прочим, ходячий замок — ближайший родственник нашей родной избушки на курьих ножках! Но главная фишка картины, конечно, не в этом. Она философская, романтичная, колдовская — и примагничивает к экрану намертво.

В поисках дома (2006)

Отвлеклись от прекрасного, забегались, заработались? Назад к природе! Сэнсей напомнит о ней каждой своей короткометражкой, каждой любовно выписанной букашкой. В этом мультике рыжая Фуки выбирается из города в лес — и попадает в странный дом, населенный одними насекомыми. Нелегкая это работа — искать гармонию с природой! Но Фуки старается.

5-101

Водяной паук Мон-мон (2006)

Паучок Мон-Мон, живущий под водой в воздушном пузырьке, однажды встретил капризную красавицу водомерку. Он к ней так и этак, а она — от него… Превратности любви, проблема маленького человека и большого сердца за неприметной внешностью — в общем, целый роман-эпопея в пятнадцати минутах, посвященных мелким козявкам.

День, когда я приобрела звезду (2006)

Одного бездомного мальчика приютила фермерша, и он за это помогал ей продавать овощи. Однажды у него сломалась тележка — и не было бы счастья, да несчастье помогло: благодаря этому случаю у него появились чудо-семена, из которых можно вырастить не морковку и не редиску, а целую планету. Опять целый отдельный мир в считанных минутах!

Рыбка Поньо на утесе (2008)

Дружба мелкой рыбки и маленького мальчишки возвращает в самое детсадовское детство. Малыши пищат, взрослые зрители честно признаются: «Меня очень давно так сильно не каваило!» Так что если вдруг стресс, мрачняк и тлен — обкладывайся детишками, или котишками, или подушками, или просто падай — и смотри «Рыбку Поньо».

Мистер Тесто и Принцесса Яйцо (2010)

Однажды Тесто ожило и сбежало… Сюжет «Колобка», ага? Однако, миядзакино тесто тусит не в одиночестве, а с дружественным яйцом, а бегут они не от доброй старушки, а от японской Бабы Яги. К воспеванию природы присоединяется ода труду. Но все равно не занудно, а смешно и мило.

8

Ветер крепчает (2013)

Мальчик бредит небом и мечтает летать, но ему мешает близорукость. И все же он движется к своей мечте — и учится строить самолеты. Здесь нет колдунств и призраков, а есть такие вещи как история, упорство, воображение, совесть… Реалистично и щемяще. Получилось серьезное кино, только нарисованное. Миядзаки официально сообщил, что этой работой завершает свою карьеру. Очень, очень нам это жалко. Но спасибо тебе, добрый дедушка Хаяо, за наше счастливое всё!

Еще: