ГлавнаяКультураЧто не так с картиной «Богатыри» Васнецова?

Что не так с картиной «Богатыри» Васнецова?

Сотрудники Исторического музея разрешали Виктору Васнецову пользоваться старинными доспехами из запасников, и в течение 27 лет написания картины художник вольно смешивал не только краски, но и исторические образы и времена.

Что же не так со знаменитыми тремя «Богатырями» Васнецова? Фактрум предлагает посмотреть на известную всем картину под «историческим» углом.

Три богатыря

Правильное название

Для начала стоит сказать, что картина называется не «Три богатыря», как думают и говорят многие, а «Богатыри». Искусствоведческая позиция по этому вопросу не имеет канонического правила. Однако чисто семантически «Богатыри» шире, чем название, имеющее числительное ограничение. В образах Ильи Муромца, Алёши Поповича и Добрыни Никитича читаются обобщенные персонажи всех защитников земли русской, а не конкретные былинные богатыри, которые предстают при произнесении конструкции «три богатыря». Аллегоричность образов можно разобрать по деталям.

Илья Муромец — старик и мальчик

Если брать за основу центральный образ картины — былинного русского богатыря Илью Муромца — и то, каким он изображён на картине Васнецова, то Алёша Попович должен был бы быть совсем юнцом, а Добрыня Никитич — глубоким старцем. Разницу в возрасте богатырей, безусловно, на картине можно определить благодаря мастерству художника, но она не такая значительная, как если придерживаться исторической достоверности.

Согласно былинным сказаниям, Илья Муромец — это простой крестьянский сын или же старый казак. Прототипами для этого персонажа Васнецову послужили два человека — обычный крестьянин и знакомый извозчик.

«Шишак» Ильи и колпак Добрыни

На голове Ильи Муромца — так называемый «шишак», первое упоминание в летописях о котором встречается в четырнадцатом веке, но широкое распространение он получил только в шестнадцатом. Голову Добрыни Никитича защищает греческий колпак, который художник писал с экспоната тринадцатого века, который хранится в Оружейной палате в Москве.

Вместо ножа — крест

«На кресте-то у Добрыни был булатный нож», — говорится в одной из версий былины о том, как Добрыня Никитич убил Змея, совершавшего налёты на деревни и города русские. На картине Васнецова на груди у Добрыни отнюдь не булатный нож, а крест типа энколпион, в который обычно помещались реликвии или мощи, служившие оберегом в дальних странствиях. Интересно вспомнить мультипликационную версию Добрыни Никитича, сила которого подпитывалась от родной земли, поэтому энколпион мог служить хранилищем для частички «мати сырой земли», на которой вырос богатырь. Но что более интересно: факт связи силы Добрыни с землёй не встречается в народном эпосе.

Образ Добрыни Никитича Васнецов создавал прежде всего со своего друга-художника Василия Поленова. Прослеживаются в нём и черты отца, дяди и самого Виктора Васнецова. Согласно же русским былинам, Добрыня Никитич был родственником князя или боярином.

«Гривна» на шее

Алёша Попович — один из самых противоречивых образов в русском былинном эпосе. Он не полностью положительный герой, потому что распространяет слух о смерти названного брата Добрыни, чтобы взять в жёны Настасью Никулишну — его супругу. Алёша Попович — самый молодой из богатырской троицы, но при этом на его шее висит золотая «гривна» (в старославянском — ожерелье, браслет) — награда, которой русские дружинники отмечались князем в X–XI веках. Возможно, Васнецов «наградил» своего Алёшу Поповичу «гривной» в силу одной из версий, согласно которой прототип богатыря — ростовский боярин Александр (Олёша) Попович. Несостыковка эпох в образе Алёши Поповича наиболее заметна, если рассматривать золотую «гривну» на его шее с его доспехом — юшманом, который впервые в русских летописях упоминается около XVI века.

Прототипом для картинного образа Алёши Поповича Васнецову послужил сын Саввы Мамонтова — известного мецената и друга художника.

Полотно Васнецова «Богатыри» — визитная карточка русского художника и живописца, при создании которой он позволил себе смешать не одну историческую эпоху не просто так. Для живописца три русских богатыря — это отображение знаменитых былинных характеров, какими он их видел, некий собирательный образ фольклорной славянской силы и духа.

Читайте также: Секреты пяти самых загадочных полотен Третьяковки

Рассказать друзьям:
Фактрум в Телеграме

Анекдот про то, как невыносимо тесен мир

Олигарх говорит своей секретарше, что они летят на Гавайи

Почему в СССР обои клеили поверх газет?

Наш канал в Яндекс.Дзене

Каждый день новые нарративы и истории!

Анекдот про парня, который нашёл себе новую работу

Как-то один паренёк потерял работу и долго не мог найти новую

Человек, застрявший в терминале аэропорта на 18 лет

Анекдот про новую миссию советских космонавтов

Группу лучших советских космонавтов вызывают в политбюро ЦК КПСС

Стройбат — войска, подорвавшие авторитет советской армии

Анекдот про мужика, который хотел повеситься

Анекдот про женщину, прожившую в браке 40 лет без единой ссоры

Известная газета берёт интервью у одной женщины

Анекдот про помощь Путина Джорджу Бушу

Созваниваются Джордж Буш и Владимир Путин

Анекдот про парня, который решил стать доктором

Одному пареньку никак не хотелось искать себе работу

Живьём «замурованная» в отеле на 24 года

Фактрум в Одноклассниках

Ежедневная порция уморительных шуток!

Вещи покойника: что можно и чего нельзя делать согласно православию

Анекдот про смену власти в СССР

Советский Союз, накануне демонстрации 7 ноября рабочие на фабрике готовятся к шествию

Советский город, смытый в океан