Мыслеграфия — надувательство XIX века, которое приносило деньги
Можно ли получить отпечаток человеческих мыслей? В XX веке люди были уверены в этом. Вопросом мыслеграфии занимались серьёзные учёные. Некоторые увековечили наблюдения и выводы в монографиях и статьях.
Самый известный человек-мыслеграф — Тед Сериос. В течение трёх лет опытный психиатр с докторской степенью лично тестировал Теда по специальной технологии. Учёный был убеждён, что мыслеграфия реальна. И скептики до сих пор не установили, как Тед подделывал изображения.
«Психическая фотография» — лучше, чем спиритические фото
Безголовые портреты и спиритические фото были на пике популярности в XIX веке. В первом случае речь идёт о безобидном монтаже. Спиритические снимки претендовали на подлинность. Однако их быстро разоблачали. В начале XX века на смену безголовому монтажу и изображениям духов пришла мыслеграфия. Борьба с ней скептикам далась нелегко. Люди с «паранормальными» способностями успевали заработать огромные деньги и прославиться. Трюки одного человека до сих пор не разгаданы. Неужели Тед Сериос был настоящим медиумом?
Мыслеграфия — способность человека «выжигать» мысли на плёнке. Человеку со сверхспособностями достаточно просто посмотреть в камеру. После проявления на снимке обнаруживаются странные образы: люди, дома, животные. Словом, то, о чём в момент снимка думал человек. Мыслеграфию впервые упомянул в своей книге Артур Брюнель. Он назвал данный феномен «психической фотографией». Автор воспринимал мыслеграфию как реально существующее явление. По его словам, изображения, которые зафиксированы на сетчатке глаза, могут быть переданы на чувствительные пластики. То есть всё, что человек когда-либо видел и может представить, «выжигается» на плёнке.
Конечно, на мыслеграфию сразу же посыпалась критика. Через шесть лет после открытия феномена парапсихолог Хиуорд Харрингтон разоблачил десятки «экстрасенсов». Он тщательно проанализировал каждый мыслеграфический эксперимент. Одни мошенники подменяли фотопластинки, другие использовали двойную печать и двойную экспозицию. Некоторые накладывали на снимки химические экраны. Однако несколько снимков Харрингтон не смог объяснить.
В начале XX века учёные занялись модернизацией мыслеграфических экспериментов. Исследователи стремились создать такие условия, при которых мошенничество стало бы невозможным. Изобретение фотоаппаратов «Полароид» открыло для учёных новые горизонты. Подделать снимки, которые оборудование выдаёт моментально, невероятно сложно.
Мыслеграфия в действии: знаменитые «медиумы»
Первый мыслеграфический эксперимент состоялся в Японии в 1910 году. Профессор Токийского университета Томокити Фукураи набрал группу добровольцев для парапсихологических опытов. Среди прочих испытуемых он выделил девушку по имени Икуко Нагао. Профессор опубликовал результаты эксперимента. Он заверял публику, что девушка способна отпечатывать на фотопластинках свои мысли. Это явление он назвал нэнся. К несчастью профессора, журналисты обнаружили массу нестыковок в эксперименте. После изобличающих статей в прессе японский профессор полностью утратил доверие учёного сообщества. На Нагао посыпались обвинения. Девушка, очевидно, не выдержав натиска общественности, тяжело заболела и вскоре скончалась. В 1913 году Фукураи всё же оформил результаты своих исследований в виде книги. Однако коллеги раскритиковали труд за отсутствие конкретных научных методик. Профессору пришлось уволиться из университета.
Другая известная мыслеграфистка — Ева Карьер. Её способности открыл парапсихолог Альберт фон Шренк-Нотцинг. Исследователь утверждал, что девушка способна создавать человеческие образы из сгустков эктоплазмы. Для того, чтобы субстанция принимала форму лица, Еве достаточно было представить человека. Парапсихолог даже опубликовал книгу о способностях девушки. В ней он подробно описал феномен и представил фотографии. И вот тут-то общественности стало ясно — снимки поддельные. Причём подделаны они очень грубо.
Иллюзионисту Карлосу Мария де Эриде удалось лично разоблачить Еву. Фокусник взял расчёску, кусок марли и носовой платок. После нехитрых манипуляций на снимке получилось человеческое лицо, чем-то напоминающее приведение. Почти такое же, как на фото «медиума». Ева Карьер изготавливала «человеческие лица» из журналов. Девушка вырезала понравившееся лицо и обклеивала марлей. На нескольких снимках, сделанных со спины, заметны сгибы и печатные буквы. Иллюзионист нашёл копии лиц «привидений» в популярных журналах. Несмотря на то, что обман Евы был раскрыт, Альберт фон Шренк-Нотцинг встал на её защиту. Коллеги называли его наивным простофилей, которого умело дурачила милая и молодая красавица.
Несмотря на то, что большинство «медиумов» с треском провалились, один случай учёные XX века разгадать не смогли. Современные сторонники мыслеграфии верят в подлинность эксперимента. Скептики ищут секреты изящного обмана.
Фотографии мыслей Теда Сериоса
С первого взгляда по Теду нельзя было сказать, что он особенный. Однако родственники были убеждены, что Тед с детства обладал телекинетическими способностями. В 1962 году в популярном парапсихологическом журнале Fate вышла статья о способности Теда Сериоса делать фотографии своих мыслей. Материал привлёк внимание Жюля Айзенбуда — видного психолога XX века. К громким заявлениям о способностях Теда учёный отнёсся скептически:
У меня есть большие сомнения относительно опыта и компетентности в подставных кадрах и необходимых техниках различия природы аномальных явлений и мистификаций, которые дают похожий эффект.
За три года работы с Сериосом исследователь сделал более четырёх сотен фотографий. Эксперименты проводились в присутствии Айзенбуда и группы наблюдателей. Для фиксации мыслей использовали «Полароиды». Тед садился на стул и некоторое время концентрировался. Затем он впивался взглядом в наставленный на него объектив. На снимках получались какие угодно изображения, но только не сам Тед. Иногда можно было увидеть очертания зданий, иногда людей, иногда человеческие лица. Затем Теду начали давать установки. Перед фиксацией его просили подумать о каком-то объекте.
Например, однажды Теда попросили представить человека у костра. После того, как «Полароид» щёлкнул, все уставились на снимок. На нём была размытая фигура присевшего человека, чем-то напоминавшего неандертальца. Эксперт-археолог подтвердил, что снимок очень похож на экспозицию неандертальца в зале одного из музеев. Снимки получались не всегда. Иногда вместо изображений выходили тёмные или светлые карточки. Что было тоже весьма странно, так как свет во время съёмки в помещении не менялся. Через три года после начала опытов Тед потерял свой «дар». Об исследовании вскоре забыли.
Во время экспериментов за Сериосом внимательно следили. Он приходил на съёмки в рубашках с короткими рукавами. Исследователи старались устранить любую возможность для обмана. И перед каждым экспериментом Тед крепил ко лбу странный чёрный предмет. Он называл его «гаджетом». Учёные подтвердили, что с технической точки зрения предмет — безделушка. С точки зрения скептиков, предмет мог специально использоваться учёными для получения необходимых снимков. И эксперимент с Тедом — хорошо спланированный спектакль. Идентификация машин, зданий на размытых снимках — вообще яркий пример апофении. В нечётких изображениях впечатлительные люди видели то, что хотели увидеть. Заключения исследователей, которые, скорее всего, были заинтересованы в положительных результатах, только усиливали эффект.
Читайте также: Безголовые портреты — модный тренд XIX века, который появился задолго до фотошопа