Известные людиХудожникиМикеланджело 21.05.2025  

Месть за критику «Страшного суда»

Во время работы над грандиозной фреской «Страшный суд» в Сикстинской капелле великий Микеланджело столкнулся с жесткой критикой. Папский церемониймейстер Бьяджо да Чезена, обладавший влиянием при дворе, посчитал изображённые обнажённые тела недопустимыми в таком святом месте. Он назвал фреску «непристойной» и заявил, что ей скорее место в общественной бане, чем в часовне понтифика. Его слова стали предметом слухов и пересудов в Риме — художника пытались пристыдить, навязать цензуру, подчинить религиозному этикету.

«Страшный суд»
Микеланджело

Однако Микеланджело не остался в долгу. Обладая не только мастерством, но и язвительным чувством юмора, он нашёл весьма художественный способ отомстить. На уже почти завершённой фреске он изобразил Чезену в образе царя Миноса — судьи в аду из античной мифологии. Его фигура получила характерные ослиные уши, символизирующие упрямство и глупость, а змея, обвившая тело, впилась именно туда, что гарантировало скандальную узнаваемость. Всё было сделано с таким мастерством и вниманием к деталям, что узнать церемониймейстера в этом адском персонаже могли даже те, кто не знал всей истории.

Бьяджо да Чезена в образе царя Миноса (справа)
Микеланджело

Когда Чезена в ярости потребовал убрать оскорбительное изображение и обратился к папе Павлу III, тот, по легенде, отказался вмешиваться. Его ответ вошёл в анекдоты эпохи: «К сожалению, моя власть не распространяется на ад». Так одна язвительная ремарка обернулась бессмертным позором, запечатлённым в одном из величайших произведений мировой живописи.

Читайте также: Только одна скульптура Микеланджело подписана его именем

Еще: