Главная / История12.03.2019

Танцевальная чума 1518 года — эпидемия, погубившая 400 человек

Летом 1518 года женщина по имени Троффеа вдруг начала танцевать. Казалось бы, занятие безобидное. Однако она не могла остановиться. Троффеа протанцевала не день и не два, а неделю. Другим повезло меньше. Они не могли остановиться месяц.

Тогда погибло около 400 горожан, которые в прямом смысле танцевали до упада. Эпидемия закончилась так же внезапно, как и началась. Врачи выдвигали разные версии случившегося. Но ни одна не объясняла всех деталей.

Эпидемия танцевальной чумы в Страсбурге

Танцевальная чума в Страсбурге

Эпидемия началась в Страсбурге неожиданно. На одной из узких улочек города, который в XVI веке входил в состав Священной Римской империи, вдруг появилась странная женщина. Она зажигательно танцевала. Пылкий танец продолжался шесть дней. За это время к ней присоединилось ещё около 34 человек. И все активно двигались. В целом эпидемия длилась около месяца. Танцоры менялись: кто-то падал без сил, их место занимали новые заболевшие. В общей сложности на улицы Страсбурга тогда вышло около 500 человек. Зачастую люди падали замертво от истощения. У некоторых случились инфаркты и инсульты. В пиковый период чумы в день погибало по 15 человек. Странную эпидемию зафиксировали в различных источниках: от местных хроник до записей практикующих врачей. Никто не мог пролить свет на источник жуткого заболевания.

Вместе с тем в июле 1518 года ситуация быстро ухудшалась. То, что сначала выглядело как помешательство одного человека, перешло в массовую истерию. Врачи сразу же исключили мистический или астрологический подтексты. Они заявили, что поведение людей вызвала «горячая кровь».

В итоге власти решили вышибать клин клином. Было установлено, что больным необходимо дать возможность выпустить энергию. Для этого по всему городу начали открываться танцевальные площадки. В клубах появились музыканты. Город танцевал круглосуточно. Однако власти быстро поняли, что совершили ошибку. Открытие площадок и приглашение музыкантов никак не повлияло на здоровье горожан. Список пострадавших продолжал расти. Было решено прибегнуть к мерам противоположного характера. Таким образом из города исчезли все увеселения. Закрылись бордели, танцевальные и музыкальные заведения. Азартные игры тоже оказались под запретом. С танцующими людьми работали священники.

И только спустя несколько недель эпидемия начала, наконец, отступать. Те, кто остались в живых, вернули контроль над собственными телами. В конце концов жизнь в городе вернулась в привычное русло. Эпидемия больше не повторилась, хотя и вызвала острый интерес у европейских врачей. При этом биологи и медики выдвигали одни теории, а социологи и культурологи — другие. Что могло стать причинной эпидемии, напоминающей помешательство?

Отравление спорыньёй или массовый психоз?

У исследователей, которые взялись за разгадку тайны, не было сомнений — люди танцевали, а не двигались в конвульсиях. Движения их были ритмичными и не беспорядочными. Кроме того, на лицах жертв застыли гримасы отчаяния и испуга. Медики предположили, что эпидемия случилась из-за бесконтрольного распространения спорыньи. Этот грибок, осевший на пшенице, попал в пищу. В результате острое отравление алкалоидами, которые содержатся в спорынье в большом количестве, вызвало у людей психоз. Кстати, позднее ЛСД синтезировали именно из этого паразитического гриба. Жители Страсбурга на себе испытали действие опасного токсина. У них начались галлюцинации, бред и сильные, но ритмичные конвульсии.

Но учёный Джон Уоллер отверг версию со спорыньёй. В своей книге «Время танцевать и время — умирать» он детально разобрал феномен. Уоллер отметил, что столь сильная истерия не может быть вызвана психотропными веществами. Уоллер искал причину не в физиологии, а в человеческой психологии. По его мнению, «танцевальная лихорадка» — всего лишь вершина айсберга. И если посмотреть на картину в целом, то открываются неожиданные факты.

Перед эпидемией дела у города шли очень плохо. Сильный град и лютые заморозки уничтожили урожай. В итоге Страсбург охватил голод. В этот период была забита почти вся скотина. Даже те животные, которые исправно приносили прибыль — например, коровы и курицы. Более того, жители уничтожили и почти всех домашних питомцев. Многие честные работяги выходили на улицы просить милостыню у тех, кто ещё мог позволить себе еду. Где голод, там и острые вспышки инфекции. Обстановка, мягко говоря, гнетущая. Всё, что чувствовали жители Страсбурга на тот момент, — страх, отчаяние и тревога. Такой жуткий набор и стал причиной маниакального психоза.

Уоллер полагал, что люди вспомнили древнюю христианскую легенду. Согласно поверьям, святой Вит — христианский святой и римский мученик — даровал людям здоровье и благополучие. Для того, чтобы Вит благословил, требовалось танцевать перед его образом. Отчаявшиеся люди прибегли к последнему возможному средству. Из-за того, что кто-то плясал перед образом, в городе началась истерия. В конечном счёте психика, подточенная голодом и страданиями, не выдержала. Страсбург впал в психогенное безумие: люди сознательно входили в своего рода транс. Но выбраться из него не могли. Организм, изнурённый недостатком питательных веществ, не мог долго выдерживать нагрузки. Слабые падали замертво. Сильные просто танцевали до тех пор, пока мозг наконец не отключался. Позже профессор естествознания Эдинбургского университета Иван Крозье оценил выводы Уоллера следующим образом:

Его культурное объяснение в сочетании с представлением об условиях, в которых люди жили в то время на Рейне и Мозеле, очень убедительно и превосходит рассуждения о спорынье, которая является составом, подобным ЛСД.

Загадочная болезнь — тайный ритуал

Некоторые учёные пошли ещё дальше. Исключив версию об отравлении спорыньёй и отвергнув маниакальный психоз, исследователи обратились к социальным факторам. Социолог из австралийского Университета имени Джеймса Кука Роберт Бартоломью предположил, что танцы были намеренными. По его мнению, люди участвовали в каком-то ритуале. По всей видимости, все жертвы состояли в секте еретиков. Дикий танец — странный обряд, которого требовали обычаи и нормы, заведённые в религиозной группе. Однако критики этой теории указывают на то, что лица людей отражали ужас и отчаяние. На что Бартоломью отвечал, что это всего лишь было частью ритуала.

Версия кажется невероятной, но в XI веке подобный случай был зафиксирован в летописи. В 1021 году в канун Рождества 18 человек собрались возле церкви в небольшом немецком Кёльбигке. Вдруг они начали энергично танцевать. Из-за шума священник, находившийся внутри, не смог закончить службу. Его гневные увещевания толпу не убедили. Они обступили церковь, схватились за руки и продолжили танцевать. Всё закончилось тогда, когда люди начали падать в обморок от переутомления. После того, как участники пришли в себя, они признались, что исполняли «кольцевой танец греха». Они просили прощения и полностью раскаивались в содеянном. Возможно, случай в Кельбигке — красочная выдумка летописца. С другой стороны, у инцидента есть много общего с танцевальной лихорадкой в Страсбурге. Если люди, уверенные в правильности собственных действий, обступили церковь в Германии, почему точно так же не могли размышлять танцоры в Страсбурге?

Читайте также: Эпидемия безумства в Пон-Сент-Эспри

Почему женщины стали носить бюстгальтеры? 7 невероятных фактов, которых вы не знали про собственный тонкий кишечник 10 мифов о питании, о которых вы можете перестать волноваться 10 «бабушкиных» советов, которые на самом деле не работают
Анекдот про жену и её изобретательного мужа Пятничный юмор и коробка шоколадных конфет