Как потерять свой бизнес
Довольно давно я работаю с коммерческими объектами и их владельцами, поэтому имею большую базу наблюдений за тем, как люди обращаются со своим бизнесом. И на их основе составил небольшой перечень самых частых ошибок горе-коммерсантов, которые приводят к катастрофическим последствиям.
1. Трата чужих средств
Классика жанра. Практически 60–70% тех, кто имеет свой бизнес, наступает на эти грабли, а именно — растрачивают деньги клиента/партнёра/спонсора и далее по списку.
Простейший пример: покупатель заплатил аванс за какой-то товар, к примеру, за кухонный гарнитур. Недальновидный предприниматель рассуждает так: я получил авансом 1 млн рублей, из них 350 тысяч уйдёт на материалы, 250 — на сборку, 100 — за аренду, а 300 — мой доход, с которым можно делать всё, что угодно.
Это ошибка! Пока клиент не получит свою покупку или услугу, нельзя распоряжаться его деньгами, потому как есть масса непредвиденных обстоятельств, которые могут возникнуть в процессе выполнения работы: кто-то стащит материалы, рабочие начнут забастовку, в склад врежется грузовик — да что угодно! Поэтому никогда нельзя распоряжаться чужими средствами.
2. Родственники/друзья в бизнесе
Главная проблема ведения бизнеса вместе с родственниками или друзьями — отсутствие задокументированного разделения обязанностей и условий сотрудничества. Как бы ни был хорош ваш друг или как бы вы ни любили свою тёщу — всегда нужно думать наперёд, заранее определяя, как будет поделён бизнес в случае серьёзного конфликта. Есть множество историй, когда самые близкие люди ругались в пух и прах из-за деловых проблем, и в итоге теряли свой бизнес.
3. Не царское это дело
Если уж вы решили серьёзно заниматься бизнесом, будьте готовы к тому, что для вас не будет хорошей или плохой работы. Вы должны делать абсолютно всё, не спихивая на своих сотрудников.
Вот два примера из практики:
Один товарищ несколько лет владеет и успешно развивает сеть магазинов здорового питания, ездит на дорогой иномарке, одевается соответствующе, но не брезгует никакой работой: каждый день перемещается между своими точками — устанавливает вывески, помогает принимать товар, возится с проводкой. Он знает, что его бизнес — это его детище и заботиться о нём нужно, прежде всего, ему самому.
Другой товарищ решил открыть в городе крутой ресторан, пригласил крутого итальянского повара, набрал штат профессионалов, заплатил бизнес-тренерам за построение правильной стратегии развития. В итоге он потерпел головокружительное фиаско, так как вообще не вникал в ресторанные тонкости, а ходил и хвастался тем, что набрал команду первоклассных специалистов.
4. Отсутствие рекламы
Казалось бы, простая логика: есть реклама — есть клиенты. Но некоторым бизнесменам это невдомёк, они думают, что если арендовать помещение в проходном месте, то можно не тратиться на рекламу, люди сами будут приходить. Это частое заблуждение, из-за которого разорилась не одна фирма.
5. Отсутствие «парашюта»
Каждый уважающий себя бизнесмен должен иметь как минимум полугодовой финансовый «парашют» на необходимые расходы: аренду, зарплаты и пр. Ситуации бывают разные, никто не застрахован от кризисов, снижения потребительской активности и многих других разрушительных для бизнеса вещей. Новички рынка должны и вовсе быть готовы к тому, что первые месяцы, а то и полгода никакой прибыли не будет, поэтому нужно быть заранее подготовленным к тяжёлым временам.
Я считаю, что ежемесячно нужно откладывать по 10–20% вырученных средств на «чёрный день».
6. Неумение закрывать задолженности
Этот пункт связан с предыдущим и также касается грамотного распоряжения своими средствами. Любой адекватный бизнесмен осознаёт, что у него или его партнёров могут возникнуть долги, и в таком случае нужно грамотно распределять свои финансы, чтобы долговые обязательства не потянули на дно.
Я всегда привожу в пример одного коммерсанта, который в один момент задолжал всем вокруг, но не отчаялся, а стал отдавать долги пропорционально своим доходам, в итоге, не сразу, но довольно скоро он рассчитался со всеми, и никто не прервал с ним сотрудничество.
7. Отсутствие плана
Это сложная, но необходимая часть любого бизнеса. Для успеха коммерческого предприятия нужна концепция его развития, которая включает в себя и план продаж, и чёткое понимание необходимых товарных позиций, и вообще всё, от чего зависит прибыль.
Итого
Если подвести итог всему вышеперечисленному, то получится простая истина — только максимально ответственное отношение к своему делу может спасти от банкротства бизнес. Не стопроцентно, но внушительно снижает риск возникновения фатальных ситуаций.