Дети12.04.2016

«Универсальные дети»: почему иметь много талантов вредно для ребёнка

На днях разговаривала с одним из лучших директоров школ в России, и точно — с лучшим директором начальной школы, и узнала от неё удивительное.

Thrive2inspire.com
Thrive2inspire.com

Раньше я считала, что есть большая проблема, которой надо бояться, — когда ребёнку ничего не интересно. Мы все видели этих детей и слышали их родителей: ничего не хочет, только бы за компьютером сидеть с утра до ночи, ничем не интересуется, все дети как дети — биология, техника, литература, а наш тюфяк тюфяком, и в кого такой, вот мы в его годы и так далее.

Пока у меня не было своих детей, это был один из главных моих родительских страхов (наряду с парализующей перспективой несколько лет жизни провести с ребёнком за уроками). А вдруг моему ребёнку тоже ничего не будет интересно? Вдруг я так же буду прыгать вокруг него со скрипкой в одной руке и с фотоаппаратом в другой, а он будет воротить нос и сидеть дни напролёт во вконтакте?

Нет, этого не произошло, и я успокоилась. Наоборот — её мотало из древней Греции в энтомологию, из стихосложения в классическую хореографию, а я сидела и тихо радовалась. Обширный кругозор, необъятный горизонт…

И вот на днях у меня состоялся этот самый разговор. На котором я впервые в жизни услышала словосочетание «универсальные дети».

— У вас, продвинутых родителей, теперь дети сплошь и рядом универсальные, — сказала мне директор. — И зря вы этому радуетесь. Вот типичный такой ребёнок: ему даётся всё: он отлично пишет сочинения…
— Да, — кивнула я, держа в уме одну близко мне знакомую девочку.
— …И у него всё хорошо с математикой…
— Да, — снова радостно подтвердила я.
— Ещё, небось, и рисует прекрасно, — укоризненно сказала директор.

Я, уже начиная понимать, что радоваться тут почему-то нечему, только кивнула.

— И ещё что-нибудь…
— Танцует очень хорошо, — пискнула я, — и поёт, диапазон у неё какой-то нереальный…
— Вот! — обвиняющее сказала директор. — А что в результате? А то, что к 11 классу человек представления не имеет, чем он хочет заниматься. Ему хочется и то, и это, и пятое, и двадцать пятое, а выбрать он не может.

Я вспомнила, как собиралась в 11 классе в архитектурный, в литинститут, Строгановское, на режиссёрский, психфак, философский и истфак, и промолчала.

— …Выбрать не может, — продолжала директор, — поступает куда-нибудь, потом, недоучившись, переходит. Или заканчивает и сразу идёт получать второе высшее. Спрашивается: чему такому он там не научился, чтобы сразу же снова идти учиться?! Посмотрите, сколько их сейчас — с тремя, четырьмя, пятью высшими образованиями. Всё учатся, учатся, учатся, и у меня только один вопрос: ребята, а почему бы вам не попробовать поработать? Что вам для этого не хватает?

— А что делать? — горестно спросила я, уже представив себе ребёнка-бездельника с пятью высшими образованиями.

— Водить к себе на работу, показывать, рассказывать. Нынешние дети не имеют никакого представления о том, что делают на работе. Знакомить с профессиями. Заниматься профориентацией, которую школа не даёт вообще.

Этой мыслью, поразившей меня своей новизной, я поделилась с (простите) одним из лучших учителей, которых я знаю, и при этом прекрасным журналистом, и она, естественно, ничуть не удивилась.

— Обычно этот феномен связывают с отличниками. Есть дети, которым легко и замечательно даётся учёба, причём любой предмет: математика, химия, литература… Они отлично умеют учиться! И все вокруг радуются. А потом вдруг оказывается, что учиться — это всё, что они умеют. То же самое у вундеркиндов. А затем человек выпускается из вуза, и выясняется, что он не может работать. Не умеет, не хочет.

И вот теперь сижу я в глубокой задумчивости. Я всегда придерживалась той точки зрения, что детство на то и дано, чтобы попробовать разное и найти своё. А потом, вы же помните, как я боялась, что ребёнка ничего не будет интересовать. Поэтому когда дочь начинала проявлять интерес к чему-то, мы сразу кидались искать лучшее место, где ей это покажут и научат. Энтомология? Самое правильное место в округе — кружок при Дворце пионеров. Вперёд. Шахматы? Есть отличный преподаватель в центре внешкольной работы, ура! Рисование? У родственников чудесная учительница, очень её рекомендуют, сегодня же созвонимся. Танцы? Прошли через три танцевальных студии, нашли свою. И так далее. Когда что-то из этого переставало интересовать, мы заканчивали этим заниматься и переключались на другое.

И вот, оказывается, мы родители универсального ребёнка. Которому через несколько лет предстоит решать задачку посложнее олимпиадной: на какое направление пойти — филология или математика? Биология или языки? А может, информатика? Что получается лучше, к чему больше лежит душа?

Сижу и думаю. Думаю.

Читайте также: Вредна ли детям Кока-кола? Ответ доктора Комаровского вас удивит!

Эта мамочка плетёт невероятные косы своей дочери каждое утро перед школой Познакомьтесь, Шелли Гиффорд из Австралии — Мастер с большой буквы по плетению кос! Каждое утро она тратит на то, чтобы создать нечто невероятное на голове своей дочери Грейс. Предоставим слово самой Шелли.
Головоломка про сотрудников офиса, которая отлично тренирует внимательность и сообразительность! Сегодня Фактрум предлагает любимому читателю новую головоломку, решение которой кроется в мелочах. Только самые наблюдательные смогут дать правильные ответы на все вопросы!
«Мир устроен иначе, девочка!» Откровенный рассказ женщины, которая изменяла и которой изменили «Ни одна женщина не имеет права на чужого мужчину, особенно женатого, только потому, что она хочет его».
Вот 17 простых и полезных советов по использованию Facebook, которые пригодятся каждому Роберт Скобл, один из ведущих технологических блогеров планеты, создал очень полезную шпаргалку, которая сделает пользование Фейсбуком удобным даже для новичка.
15 шедевров юмора из Одессы, таки созданных для вашего хохота! Все знают, насколько важно иметь хорошее настроение. От этого зависит, насколько хорошо пройдет день и будет ли он плодотворным.