Авиация   

Развитие бизнес-авиации в России

Сейчас рынок бизнес-авиации в России представляет собой довольно обширную отрасль. В этом секторе работают больше десятка авиаперевозчиков, включая такие компании, как «Баркол», «АК Sirius Aero», «Космос», «Джет-Эйр». Несмотря на то, что в период пандемии во многих странах вводились ограничения на авиаперелеты, отрасль продолжает успешно развиваться. Более того, в условиях, когда регулярные авиакомпании сокращают количество перелетов, услуги деловой авиации могут оказаться просто незаменимыми.

Зарождение деловой авиации в советское время

Однако таких успехов российская бизнес-авиация добилась не сразу. Вопрос о том, существовала ли бизнес-авиация в СССР, многие считают спорным. С одной стороны, возможности заказать самолет для частного перелета не существовало. С другой, уже в семидесятые годы для правительственных нужд производились самолеты, вполне соответствующие критериям бизнес-джета – воздушные суда с комфортной отделкой салона, предназначенные для перелетов важных лиц.

Одним из первых самолетов такого рода стал ТУ-114Д (буква «Д» в названии расшифровывается как «дипломатический»). С конца шестидесятых выпускались «салонные» варианты Ту-134, рассчитанные на перевозку нескольких десятков человек и также использовавшиеся для правительственных и дипломатических рейсов. Еще одним примечательным проектом советского времени стал Як-40 – первый самолет, который изначально разрабатывался для частных рейсов, а не дорабатывался на основе обычной пассажирской модели. Он выпускался в нескольких вариантах, мог иметь от 11 до 20 мест и поставлялся в том числе и на экспорт.

Бизнес-авиация в девяностые и двухтысячные

В начале девяностых, несмотря на сложную экономическую ситуацию, с развитием частных компаний возрастали и потребности в услугах бизнес-авиации. Такой запрос возник, в первую очередь, у крупных корпораций, таких как «Газпром» или «Лукойл», владевших большим количеством филиалов в различных городах России. Они создавали небольшие дочерние авиакомпании, переоборудуя отечественные самолеты для своих нужд. Параллельно развивалась и отсутствовавшая в советское время законодательная и нормативная база, которая устанавливала требования к частным рейсам и упорядочивала работу авиакомпаний в этой сфере.

С середины девяностых на российском рынке частных авиаперевозок начали все чаще появляться сначала подержанные, а потом и новые воздушные суда иностранного производства. Поскольку они разрабатывались специально для нужд бизнес-авиации, они имели неоспоримые технические преимущества по сравнению с переоборудованными пассажирскими самолетами. Как правило, они могут развивать более высокую скорость, использовать более высокие эшелоны, а их двигатели более экономичны.

В первое десятилетие 21 века рынок переживал активный рост – до 30-35% в год. И в дальнейшем, несмотря на периоды экономического спада, он успешно продолжал развиваться. Сейчас парк воздушных судов крупнейших частных авиаперевозчиков состоит из современных иностранных джетов, обеспечивающих надежные и быстрые перелеты. А их разнообразие позволяет подобрать тот вариант, который удовлетворит потребностям самого взыскательного клиента.

Еще: