Удивительный эксперимент с неоднозначным выводом
В 2004-м году исследователи, наблюдающие за группой бабуинов, обнаружили, что обезьянья культура может кардинальным образом измениться к лучшему. И всё, что для этого требуется — огромное количество смертей.
Жизнь у бабуинов не сахар. Если бабуин не станет жертвой льва или охотника, его почти наверняка через какое-то время убъёт другой бабуин. Причём это даже не будет бабуин-враг. Драки внутри группы — обычное дело для этих обезьян: доминирующие самцы регулярно набрасываются на более слабых самцов, а также на самок и детёнышей. Что касается подчинённых, то альфа-самцы искусно подпитывают их обиды, и пытаются объединить для того, чтобы сообща нападать на других доминирующих самцов.
У альфа-самца самый большой выбор друзей и еды. Если на территорию группы вторгнутся другие бабуины и станут покушаться на ресурсы группы, над ними быстро учинят расправу.
Как-то раз на одной из свалок в Кении, недалеко от туристической стоянки, появился мусор, заражённый туберкулёзом. Вскоре большинство доминирующих бабуинов в округе тоже заразились, и потому были уничтожены.
Группа, которую исследователи называли «Лесной отряд», продолжала жить со значительно поредевшим количеством самцов и с большим количеством самок и детёнышей.
То, что последовало вскоре, было замечательным культурным сдвигом. Драки в группе исчезли. А вот взаимная чистка и другие положительные социальные явления — появились.
Конечно, кое-какие конфликты всё ещё случались, однако сама культура насилия исчезла, «Лесной отряд» стал более мирным и любезным. Всё это случилось в начале 1980-го года. А отчёт об этом вышел только в 2004-м году, но даже спустя столько лет бабуины в «Лесном отряде» продолжали жить мирно. За это время к группе присоединились новые самцы, а большинство самцов, переживших вспышку туберкулёза, уже умерли от старости. Каким-то образом культура мирного сосуществования смогла прочно укорениться в группе.
Всё это сильно озадачивает, не правда ли? Описанное выше наводит на мысль, что и человеческое общество можно изменить к лучшему. Вот только для того, чтобы это произошло, пришлось бы уничтожить самых жестоких его представителей.