Опубликован рейтинг стран по уровню знаний учащихся — все первые места заняли китайцы
Недавно опубликованы результаты PISA 2012 (Programme for International Student Assessment, в пер. с англ. — Международная программа оценки учащихся), масштабного мониторинга компетентности подростков из 65-ти стран в основных областях знаний.
В исследовании, проведённом по инициативе Организации экономического сотрудничества и развития, приняли участие около 510-ти тысяч школьников в возрасте 15–16 лет. Каждому из них предложили выполнить тест, содержащий задания из трёх основных предметных отраслей — естественных наук, математики и анализа текста, причём на решение всех задач отводилось два часа.
Самые лучшие результаты показали учащиеся азиатских стран: первое место по всем показателям принадлежит Шанхаю (Китай как цельное государство не принимал участия в исследовании), за ним следует Сингапур, а замыкает тройку лидеров Гонконг. Из европейских стран в первую десятку вошли только Лихтенштейн, Швейцария и Нидерланды, Россия занимает 34 строчку рейтинга, а Соединённые Штаты расположились на 36-м месте: российские школьники превзошли американских в математике, но несколько уступили в естественных науках и анализе текста.
Исследование выявило, что существует заметная корреляция между уровнем ВВП на душу населения и образованностью школьников, при этом многие специалисты отмечают, что его результаты не слишком объективны, поэтому не стоит считать рейтинг стопроцентно верным.
Например, американцы Ричард Ротштейн и Мартин Карной в своей статье «Как манипулируют общественным мнением о результатах PISA 2012», опубликованной в «Washington Post», пишут:
«Наш отчёт опровергает распространённое мнение, что позиция США в рейтинге влияет на репутацию и потенциал страны. Конечно, Соединённым Штатам нужны квалифицированные и образованные специалисты, однако нет оснований полагать, что в настоящее время их недостаточно».
Авторы статьи уверены, что не нужно делать скоропалительных выводов, основываясь на данных рейтинга, однако многие специалисты считают, что Ротштейн и Карной просто недовольны достижениями американских учащихся.