На самом деле люди постоянно забывают прошлое и помнят только недавние события
Как далеко простирается ваша память? Это не имеет значения. Неважно, что у вас есть доступ к долгосрочной памяти — вы, вероятно, вводите себя в заблуждение, думая, что нечто, что вы только что неожиданно заметили, появилось только что, даже если вы видели это всю жизнь. Часто вы замечаете подобное во время просмотра новых программ, в которых присутствуют некие словесные якоря, но лингвист Арнольд Цвикки считает, что это пример иллюзии новизны.
![Арнольд Цвикки](http://www.factroom.ru/facts/wp-content/uploads/2013/09/185.jpg)
Когда некоторые языковые новинки привлекают внимание человека, то ему начинает казаться, будто язык наводнён этими новыми для него словами и их используют повсеместно. На самом деле меняется внимание, а вовсе не сам язык. Цвикки приводит в качестве примера людей, которые ненавидят, когда местоимение «они» заменяется на «он», если разговор идёт о каком-то гипотетическом лице или персоне неизвестного пола.
Этот эффект использовался ещё Шекспиром и Остином. Похожая иллюзия работает для людей, считающих, что использование апострофов в названиях магазинов, например, «Grocers» или в рекламе «Peach’s $1 per pound» (что в переводе с английского означает «Персики по доллару за фунт») — это демонстрация современной необразованности. Историки же обнаружили, что подобные жалобы существовали едва ли не с момента появления письменности.
Однако эффект новизны не просто стирает прошлое — он меняет будущее. Экономисты отчаиваются из-за того, что большие и малые операции совершаются под влиянием недавних явлений. Подъёмы и спады рынка регулируются людьми, которые не считают, что рынки в один день могут работать по одному принципу, а в другой день — уже по другому. Даже незначительные поступки совершаются под чьим-то влиянием, и именно поэтому многие люди утепляют свои дома после незначительного похолодания. Мы не можем поверить, что всё когда-либо было или будет иначе, чем сейчас.