Общество09.08.2013

Люди играют в лотерею из-за того, что мозг не способен осознать ничтожность шанса на победу

Люди играют в лотерею из-за того, что мозг не способен осознать ничтожность шанса на победу

Многие люди обожают лотерею: в Великобритании, например, в Национальной лотерее еженедельно принимает участие 32 млн человек, и каждый покупает в среднем по три билета каждый раз, несмотря на то, что шанс на победу — один к 14-ти млн.

Тем не менее, именно эта слабая надежда на успех заставляет нас играть снова и снова, так как мозг не может объективно принять тот факт, что шансы на победу настолько малы.

Адам Пиор
Адам Пиор

Согласно исследованиям Адама Пиора, человеческий мозг в процессе эволюции не смог развить в себе способность для расчёта коэффициентов: древние люди принимали решения, в которых ответом было бы либо да, либо нет — например, представляет тот или иной хищник угрозу или нет.

Несмотря на то, что в процессе развития наш мозг научился делать более сложные расчёты, при столкновении с проблемой, которую мы не можем решить, в частности, математически, мозг автоматически склоняется к простому и быстрому решению вроде покупки лотерейного билета.

Джордж Левенштейн
Джордж Левенштейн

Джордж Левенштейн, профессор экономики и психологии в Университете Карнеги-Меллона, называет подобное явление «магическим мышлением», которое мы привыкли называть «шестым чувством». Дело в том, что путаница и неопределённость, возникающие при необходимости принятия сложного решения, заставляют нас выбрать именно ответ «да». Кроме того, когда мы слышим о крупном выигрыше, то автоматически представляем, как бы мы потратили эти деньги, что активирует те же участки мозга, как если бы мы на самом деле выиграли.

Лотерейные билеты разработаны таким образом, чтобы человек мог почувствовать, что в этот раз вплотную приблизился к выигрышу, и это заставляет его пробовать снова. Пиор утверждает, что большинство игроков не понимают, что шансы на победу на самом деле всё хуже с каждой последующей попыткой.

Интересно, что лотереи пользуются наибольшей популярностью среди людей с низким уровнем дохода, несмотря на то, что у них меньше свободных денег. Им кажется, что они могут больше выиграть, чем потерять, и в момент покупки билета сумма в €1 кажется им незначительной.

В Австралии есть город под названием «Скорость убивает» В Южной Корее проводят поддельные похороны «Эффект кобры» — это такое решение проблемы, от которого становится ещё хуже Один мужчина смог разместить в своей бороде 2747 зубочисток